Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2016 N Ф01-3520/2016 по делу N А17-5293/2015
Требование: О признании недействительным предписания органа финансового контроля.
Обстоятельства: Орган финансового контроля выдал учреждению предписание возвратить потраченные средства субсидии, установив факт их неправомерного использования на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, что выразилось в принятии к учету и в оплате не выполненных подрядчиками работ по текущему ремонту.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание выдано в пределах предоставленных органу финансового контроля полномочий и соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. по делу в„– А17-5293/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Кузнецова А.В. (доверенность от 04.04.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
бюджетного учреждения социального обслуживания
Ивановской области "Ивановский комплексный центр
социального обслуживания населения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2016,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А17-5293/2015
по заявлению бюджетного учреждения социального обслуживания
Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального
обслуживания населения"
(ИНН: 3728015390, ОГРН: 1023700553590)
о признании недействительным предписания Службы государственного
финансового контроля Ивановской области
и

установил:

бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - Учреждение, Центр социального обслуживания) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительными предписания Службы государственного финансового контроля Ивановской области (далее - Служба, орган финансового контроля) от 09.07.2015 в„– 01-18/1-3.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 20.02.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении статей 78.1, 266.1, 270.2 и 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку орган финансового контроля не доказал факт причинения ущерба бюджету субъекта Российской Федерации (Ивановской области). Учреждение указывает, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, не является получателем бюджетных средств из бюджета Ивановской области, его деятельность финансируется путем предоставления субсидии на выполнение государственного задания по предоставлению социальных услуг нуждающимся физическим лицам. Учреждение утверждает, что возмещение Ивановской области ущерба возможно лишь в случае установления контрольным органом факта нецелевого использования предоставленных бюджетному учреждению субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственной услуги. Подробно позиция Учреждения изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, орган финансового контроля провел проверку финансово-хозяйственной деятельности Центра социального обслуживания за 2014 год и истекший период 2015 года.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе, нарушения в использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выразившиеся в принятии к учету и оплате подрядчиками невыполненных работ по текущему ремонту в общей сумме 44 800 рублей и сверхнормативном расходовании топлива на сумму 3000 рублей.
По результатам проверки Служба составила акт от 30.04.2015 и выдала Учреждению предписание от 09.07.2015 в„– 01-18/1-3, в соответствии с которым на него возложена обязанность по возмещению причиненного Ивановской области ущерба путем возврата незаконно потраченных средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 47 800 рублей.
Учреждение не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 70 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 70, 78.1, 78.2, 162, 266.1, 270 и 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9.2 и 32 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (часть 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 названного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пункту 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.
Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, может быть выдано по результатам всех видов контроля, предусмотренных статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, без каких-либо и исключений для бюджетных учреждений в этой части.
Как видно из материалов дела и установили суды, Учреждение в проверяемом периоде (в 2014 году и истекшем периоде 2015 года) допустило неправомерное использование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, выразившегося в принятии к учету и оплате подрядчиками невыполненных работ по текущему ремонту в общей сумме 44 800 рублей и сверхнормативного расходования топлива на сумму 3 000 рублей. Указанные денежные средства были выплачены с лицевого счета Учреждения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание о возврате Ивановской области незаконно потраченных средств субсидии на выполнение государственного задания выдано Службой в пределах предоставленных ей полномочий и при наличии для этого правовых оснований.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Учреждение.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.02.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу в„– А17-5293/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу бюджетного учреждения социального обслуживания Ивановской области "Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.ЧИЖОВ

Судьи
О.А.ШЕМЯКИНА
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------