Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2016 N Ф01-999/2016 по делу N А43-5887/2015
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа.
Обстоятельства: Стоимость товаров исчислена обществом с применением первого метода определения таможенной стоимости - по цене сделки. Таможенный орган произвел корректировку таможенной стоимости товаров путем применения шестого резервного метода.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка доказательствам того, что таможенным органом была соблюдена последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров, установленная для случаев, когда использование первого метода невозможно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. по делу в„– А43-5887/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Рубинского А.С. (доверенность от 01.07.2014 в„– 120),
Смекалиной С.А. (доверенность от 15.12.2015 в„– 173)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2015,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Гущиной А.М., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А43-5887/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Национальная фруктовая компания" (ИНН: 5258099723, ОГРН: 1115258007270)
о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 04.03.2015, 18.03.2015 и 21.03.2015
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Национальная фруктовая компания" (далее - ООО "Национальная фруктовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни (далее - Таможня; таможенный орган) от 04.03.2015, 18.03.2015 и 21.03.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларациям на товары (далее - ДТ) в„– 10408040/141214/0045378, 10408040/151214/0045498, 10408040/221214/0046535 и 10408040/221214/0046547, и об обязании Таможни принять заявленную в ДТ таможенную стоимость товаров, определенную по первому методу определения таможенной стоимости.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 65 (пункт 4), 68 и 69 (пункты 3, 4) Таможенного кодекса Таможенного союза, пункты 6, 11 и 15 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 в„– 376, не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 23.12.2015 в„– 30-КГ15-10416, 30-КГ15-10774, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению таможенного органа, он правомерно произвел корректировку таможенной стоимости товара, поскольку представленные Обществом при таможенном оформлении товара документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и не являются достаточными для подтверждения заявленной им таможенной стоимости по первому методу. Таможня указывает, что ООО "Национальная фруктовая компания" не представило все затребованные в рамках дополнительной проверки документы и сведения; цена, по которой Общество ввезло товары, отличается от ценовой информации, имеющейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ" (далее - ИАС "Мониторинг-Анализ"). Заявитель полагает, что суды необоснованно не дали надлежащей оценки информации, представленной таможенным органом о стоимости однородных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
ООО "Национальная фруктовая компания" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 14.11.2014 в„– 209/14, заключенного с компанией EXPORTACIONES CATANZARO LIMITADA (Чили), на условиях поставки CFR САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ООО "Национальная фруктовая компания" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, представив на Дзержинский таможенный пост Таможни ДТ в„– 10408040/141214/0045378, 10408040/151214/0045498, 10408040/221214/0046535 и 10408040/221214/0046547, в которых задекларировало свежие ананасы для свободной реализации в 1680 картонных коробках, изготовитель PINO PAVON, S.A. (TM) PINO PAVON, S.A., мест 21, происхождение - Республика Коста-Рика, таможенная стоимость определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами исходя из цены, подлежащей уплате за товар, в сумме 20 160 долларов США по каждой ДТ.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статьям 4 и 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара Общество представило внешнеторговый контракт (договор) от 14.11.2014 в„– 209/14, коносаменты от 21.11.2014 в„– СМ8, СМ9, от 29.11.2014 в„– СМ10, СМ9, транспортные накладные от 10.12.2014, 12.12.2014, спецификации от 21.11.2014 в„– 1, 2, от 29.11.2014 в„– 3, 4, инвойсы (счета-фактуры) от 21.11.2014 в„– 2008, 2009, от 29.11.2014 в„– 2032, 2031, заявление на перевод валюты от 01.12.2014 в„– 102, сертификаты происхождения от 03.12.2014 в„– 1545949, 1545948, от 10.12.2014 в„– 1547175, 1547174.
Изучив документы, представленные на таможенное декларирование, Таможня пришла к выводу о наличии признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и приняла решение о проведении дополнительной проверки, в ходе которой запросила у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения.
Таможенный орган проанализировал документы, предоставленные Обществом при декларировании и по запросу, и вынес решения от 04.03.2015, 18.03.2015 и 21.03.2015, в которых произвел корректировку заявленной таможенной стоимости по ДТ в„– 10408040/141214/0045378, 10408040/151214/0045498, 10408040/221214/0046535 и 10408040/221214/0046547, определив ее по шестому методу (статья 10 Соглашения) на основании данных ИАС "Мониторинг-Анализ".
ООО "Национальная фруктовая компания", посчитав, что решения Таможни не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 9, 64, 65, 66, 68, 69, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 в„– 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товара и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).
Согласно статье 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного в статье 170 ТК ТС.
Таким образом, целью таких действий является предоставление декларанту реальной возможности устранения возникших сомнений в достоверности таможенной оценки.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров на основе правил, установленных Соглашением, должно основываться на критериях, совместимых со сложившейся хозяйственной практикой.
В связи с этим предусмотренная в пункте 3 статьи 69 ТК ТС обязанность предоставления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношениях тех документов, которыми тот реально обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
Так, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих более низкую цену ввозимых товаров и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Как верно указали суды, непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к предъявлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неустраненных сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, по смыслу пункта 4 статьи 69 ТК ТС решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Как видно из материалов дела, документы, представленные декларантом совместно с декларациями на товары, содержали признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В ответ на запрос таможенного органа представленными декларантом документами, сведениями и пояснениями не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях, иных официальных и общепризнанных источников информации. При этом вывод судов о несопоставимости цен, приведенных таможенным органом, с ценами, указанными декларантом, не мотивирован ссылками на доказательства по делу, позволяющими определить конкретные качества (характеристики) сравниваемых товаров, повлиявших на цену ввозимого товара.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 в„– 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" обязанность доказывания государственным органом обстоятельств, послуживших основанием для принятия его оспариваемого решения, не означает, что возражения, которые представляет вторая сторона такого спора, могут носить немотивированный характер, равно как указанные положения не свидетельствуют о нивелировании принципа состязательности при доказывании сторонами доводов и возражений по такого рода делам.
С учетом изложенного суды в рассмотренном случае необоснованно возложили бремя доказывания правомерности определения таможенной стоимости товара исключительно на таможенный орган (аналогичная позиция приведена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 в„– 303-КГ15-10416 и в„– 303-КГ15-10774, от 03.03.2016 в„– 305-ЭС15-14109).
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение, при котором судам следует установить обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, оценить доказательства в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам, в том числе относительно соблюдения таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара установленного в пункте 1 статьи 2 Соглашения правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования первого метода - по цене сделки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.10.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по делу в„– А43-5887/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------