Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.05.2016 N Ф01-1675/2016 по делу N А43-614/2015
Требование: О взыскании использованных не по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования , а также штрафа.
Обстоятельства: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выявил факт нецелевого использования обществом средств ОМС .
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку основания для уплаты долга медицинской организации, образовавшейся до ее вступления в территориальную программу ОМС, за счет средств ОМС отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А43-614/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.,
при участии представителей
от истца: Зотовой Ю.И. (доверенность от 31.12.2015 в„– 165),
Калигиной С.В. (доверенность от 31.12.2015 в„– 163, в заседании 19.05.2016),
Харчевой О.В. (доверенность от 31.12.2015 в„– 161, в заседании 26.05.2016),
от ответчика: Фатыхова Р.Р. (директора, в заседании 19.05.2016),
Ивановой Е.Ю. (доверенность от 07.04.2015 в„– 7, в заседании 26.05.2016),
Ремизовой Е.В. (доверенность от 13.08.2015 в„– 8, в заседании 26.05.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015,
принятое судьей Беляниной Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу в„– А43-614/2015
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области (ИНН: 5253001734, ОГРН: 1025203035219)
к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь"
(ИНН: 5262144168, ОГРН: 1055248160692)
о взыскании 2 920 101 рубля 81 копейки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области
(ИНН: 5263047008, ОГРН: 1045207492461),
и

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" (далее - ООО "Скорая помощь", Общество) о взыскании 2 654 638 рублей 01 копейки, использованных не по целевому назначению, и 265 463 рублей 80 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее - УФССП России по Нижегородской области).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Фонда взыскано 2 124 977 рублей 97 копеек нецелевого использования денежных средств и 212 497 рублей 80 копеек штрафа; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.01.2016 оставил решение суда без изменения.
ООО "Скорая помощь" не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 39 (часть 9) Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ), нарушили статью 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учли сложившуюся судебную практику, не дали оценки его доводам и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, Фонд нарушил установленный Законом в„– 326-ФЗ процессуальный порядок предъявления финансовых претензий и санкций, что не позволило ему обжаловать действия истца в установленном законом порядке; у Фонда отсутствуют полномочия для предъявления иска о взыскании с него средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Общество полагает, что расходы на приобретение автомобиля скорой медицинской помощи, непосредственно используемого при оказании медицинской помощи населению, подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в составе тарифа на оплату медицинской помощи и не могут быть признаны нецелевым расходованием денежных средств. Общество указывает, что акты сверки взаимных расчетов со страховыми медицинскими организациями за каждый месяц 2013 года и акты медико-экономического контроля страховых медицинских организаций подтверждают надлежащее расходование ООО "Скорая помощь" средств обязательного медицинского страхования.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, попросили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
УФССП России по Нижегородской области не представило отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.05.2016.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2013 ООО "Скорая помощь" входит в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2012 в„– 952.
Для расчетов по средствам обязательного медицинского страхования Общество открыло расчетные счета в ОАО КБ "Элипс банк" (до 02.12.2013) и в ОАО "Сбербанк России" (с 02.12.2013).
В период с 18-го по 28.03.2014 Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области за период с 01.01 по 31.12.2013, по результатам которой составил акт от 28.03.2014 в„– 17, в котором предложил ООО "Скорая помощь" в срок до 11.04.2014 восстановить с расчетного счета по коммерческой деятельности на лицевой счет Фонда 1 187 598 рублей 42 копейки нецелевого использования денежных средств и 118 759 рублей 84 копейки штрафа (10 процентов от суммы нецелевого использования денежных средств).
По результатам проведения контрольной проверки устранения Обществом нарушений, указанных в акте от 28.03.2014 в„– 17, Фонд составил акт от 08.05.2014 в„– 26, в котором предложил ответчику в срок до 26.05.2014:
- восстановить с расчетного счета по коммерческой деятельности в бюджет Фонда 700 000 рублей нецелевого использования денежных средств (погашение долга по договору от 29.09.2011 в„– 46/11-СТ, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "СТ Нижегородец") и уплатить штраф в размере 70 000 рублей;
- восстановить с расчетного счета по коммерческой деятельности в бюджет Фонда 1 424 977 рублей 97 копеек нецелевого использования денежных средств (взыскание по исполнительным листам долгов по договорам, заключенным до 01.01.2013) и уплатить штраф в размере 142 497 рублей 80 копеек;
- восстановить с расчетного счета по коммерческой деятельности в бюджет Фонда 529 660 рублей 04 копеек нецелевого использования денежных средств и уплатить штраф в размере 52 966 рублей.
ООО "Скорая помощь" не исполнило данные требования, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 1 (пунктом 4) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 34 (частью 2, пунктом 12 части 7), 35 (частями 2, 7), 37, 39 (частями 1, 9) Закона в„– 326-ФЗ и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 в„– 1648-О, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 124 977 рублей 97 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона в„– 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно статье 37 Закона в„– 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ).
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона в„– 326-ФЗ), выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Закона в„– 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона в„– 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона в„– 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона в„– 326-ФЗ).
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В части 9 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что по платежным поручениям от 18.09.2013 в„– 273, от 03.10.2013 в„– 287 ООО "Скорая помощь" перечислило с расчетного счета по средствам обязательного медицинского страхования, открытого в ОАО КБ "Элипс банк", на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "СТ Нижегородец" оплату по договору купли-продажи товара от 29.09.2011 в„– 46/11-СТ в сумме 700 000 рублей.
В марте 2014 года с расчетного счета Общества по средствам обязательного медицинского страхования, открытого в ОАО "Сбербанк России", на основании исполнительных листов от 17.07.2013 серии АС в„– 003576147, от 21.08.2013 серии АС в„– 003556804, выданных по делам в„– А43-2699/2013, А43-5893/2013 Арбитражного суда Нижегородской области, списано 1 356 799 рублей 95 копеек и 68 178 рублей 02 копеек соответственно.
Исследовав представленные в дело документы в совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для оплаты задолженности медицинской организации, образовавшейся до вступления ее в территориальную программу, за счет средств обязательного медицинского страхования и признали вывод Фонда о нецелевом использовании Обществом средств обязательного медицинского страхования правомерным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое заявление Фонда в обжалуемой части.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу в„– А43-614/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скорая помощь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Скорая помощь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------