Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2016 N Ф01-2014/2016 по делу N А17-6186/2015
Требование: О признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: Выявив тот факт, что при расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению были применены повышающие коэффициенты, государственная жилищная инспекция обязала водоснабжающую организацию произвести перерасчет.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание инспекции соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А17-6186/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Ремизовой Ю.С. (доверенность от 16.12.2015 в„– 155)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.11.2015,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А17-6186/2015
по заявлению акционерного общества "Водоканал"
(ОГРН 1093702022754, ИНН 3702597104)
о признании недействительным предписания Службы государственной
жилищной инспекции Ивановской области,
и

установил:

акционерное общество "Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция) от 10.08.2015 в„– 61-ц.
Суд решением от 02.11.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306), неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Общества, возможность применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальной услуги, а также их размер предусмотрены законом и не требуют принятия специального нормативного акта на уровне субъекта Российской Федерации. Норматив потребления коммунальной услуги определяется по формуле. Следовательно, Общество с 01.01.2015 правомерно производило начисление оплаты с применением повышающего коэффициента, с учетом норматива потребления коммунальной услуги по водоснабжению. Позиция Минстроя России, изложенная в письме от 18.03.2015 в„– 7288-ач/04, противоречит Кодексу, Правилам в„– 306 и не должна была приниматься судами во внимание. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Ленинского района города Иванова обратился гражданин Кирилов А.Б., проживающий по адресу: город Иваново, улица Благова, д. 36, с заявлением о нарушении Обществом порядка начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению. Обращение направлено в Инспекцию.
С целью рассмотрения данного обращения Инспекция с 14.07 по 10.08.2015 провела внеплановую документарную проверку Общества, результаты которой отразила в акте от 10.08.2015 в„– 84-ц.
Проверяющие выявили, что при расчете платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению с января по июнь 2015 года были применены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, установленные постановлением главы города Иваново от 30.05.2002 в„– 456. Нормативный акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, рассчитанный с применением повышающих коэффициентов, в этот период принят не был.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом подпункта "г" пункта 31, пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
По результатам проверки Инспекция выдала Обществу предписание 10.08.2015 в„– 61-ц, обязывающее до 14.09.2015 произвести гражданину Кирилову А.Б. перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания.
Руководствуясь статьей 153, 154 и 157 Кодекса (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), Правилами в„– 306, Правилами в„– 354, постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 в„– 577-п "Об утверждении Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области" (далее - Положение в„– 577-п), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344), суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за холодное водоснабжение и водоотведение (части 2 - 4 статьи 154 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами в„– 354.
В пункте 42 Правил в„– 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу (в частности по холодному водоснабжению и водоотведению), предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения в„– 2 к названным правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения в„– 2 к настоящим правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, включая холодное водоснабжение, водоотведение, требования к их формированию регулируют Правила в„– 306.
Согласно пункту 2 Правил в„– 306 норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344 в Правила в„– 306 внесены изменения.
В силу пункта 5 (1) приложения в„– 1 к Правилам в„– 306 с 01.01.2015 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом определенного повышающего коэффициента.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил в„– 306).
Таким образом, как верно указали суды, норматив потребления коммунальных услуг, в том числе с применением повышающего коэффициента, должен быть утвержден уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичная позиция содержится в письме от 18.03.2015 в„– 7288-ач/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в силу пункта 3 Правил в„– 306 наделено полномочиями разъяснений применения указанных правил.
В Ивановской области органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области действуют только с 01.07.2015 (постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 в„– 586-н/1 в редакции постановления от 26.12.2014 в„– 653-н/1).
Довод Общества о том, что соответствующие нормативы были установлены постановлением Департамента от 20.02.2015 в„– 5-н/1, обоснованно отклонены судами. Из данного документа не следует, что нормативы потребления коммунальных услуг установлены с учетом повышающего коэффициента. Иное противоречит нормам законодательства.
Следовательно, у Общества отсутствовали основания для применения нормативов потребления с учетом повышающих коэффициентов с января по июнь 2015 года.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 02.11.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу в„– А17-6186/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------