Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2016 N Ф01-2026/2016 по делу N А79-10038/2014
Требование: О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Обстоятельства: На основании вынесенного налоговым органом постановления о взыскании с общества налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов пристав возбудил исполнительное производство.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку постановление налогового органа соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у пристава не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А79-10038/2014

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.12.2015,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016,
принятое судьями Урлековым В.Н., Захаровой Т.А., Смирновой И.А.,
по делу в„– А79-10038/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (ИНН: 2130001337, ОГРН: 1062130004210)
о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии от 27.11.2014,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (ИНН: 2129056035, ОГРН: 1042129024112),
взыскатель - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
(ИНН: 2130000012, ОГРН: 1062128190850),
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - судебный пристав-исполнитель) от 27.11.2014 о возбуждении исполнительного производства в„– 58591/14/21002-ИП.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статью 47 (подпункты 1, 2 пункта 2, пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 12 (пункт 5 части 1), 13 (часть 1), 31 (пункт 4 части 1) Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, судебный пристав-исполнитель неправомерно возбудил исполнительное производство на основании акта Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 24.11.2014 в„– 11405. Общество полагает, что данный акт не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, поскольку он не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, в нем не указаны фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего исполнительный документ, отсутствуют дата и номер несуществующего решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (от 24.11.2014 в„– 1100066). Кроме того, заявитель указывает, что вместе с актом в службу судебных приставов не были направлены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.11.2014 судебный пристав-исполнитель на основании вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция; налоговый орган) акта (постановления) от 24.11.2014 в„– 11405 о взыскании с Общества налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в сумме 11 849 834 рублей 25 копеек возбудил исполнительное производство в„– 58591/14/21002-ИП.
Общество, посчитав постановление судебного пристава-исполнителя незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 198 (частью 1), 200 (частью 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 12 (пунктом 5 части 1), 13 (частью 1), 30, 31 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон в„– 229-ФЗ), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 118-ФЗ "О судебных приставах", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В статье 13 Закона в„– 229-ФЗ определен перечень требований, предъявляемых для всех исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 30 Закона в„– 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона в„– 229-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства поименован в статье 31 Закона в„– 229-ФЗ.
В пункте 4 части 1 статьи 31 Закона в„– 229-ФЗ установлено, что основанием для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является несоответствие исполнительного документа требованиям статьи 13 этого Закона, а также случай, когда предъявленный документ не является исполнительным.
На основании пункта 5 части 1 статьи 12 Закона в„– 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные положения применяются также при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 8 статьи 47 НК РФ).
Таким образом, по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Закона в„– 229-ФЗ, постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения Федеральной службы судебных приставов от 04.04.2014 в„– 0001/7 и Федеральной налоговой службы от 14.04.2014 в„– ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" (далее - Соглашение в„– 0001/7/ММВ-23-8/3@) исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России с приложением документов в электронном виде, содержащих: расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации; перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 НК РФ; сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ; иные имеющиеся у налогового органа сведения.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств Управления в электронном виде поступило заверенное квалифицированной электронной подписью постановление Инспекции от 24.11.2014 в„– 11405 о взыскании за счет имущества Общества налогов, сборов, пени, штрафов, процентов в сумме 11 849 834 рублей 25 копеек. К постановлению налоговый орган приложил документы, определенные Соглашением в„– 0001/7/ММВ-23-8/3@, а именно актуальные на день направления исполнительного документа в подразделение службы судебных приставов сведения об открытых расчетных и иных счетах в банках и других кредитных организациях Общества, с указанием на отсутствие на этих счетах денежных средств, достаточных для погашения задолженности в порядке, установленном статьей 46 Кодекса, и расшифровку задолженности Общества.
Кроме того, суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.04.2015 по делу в„– А79-300/2015 решение Инспекции о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества налогоплательщика от 24.11.2014 в„– 11497, на основании которого вынесено постановление от 24.11.2014 в„– 11405, признано законным и обоснованным.
Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что постановление налогового органа от 24.11.2014 в„– 11405 соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.12.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу в„– А79-10038/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------