Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.06.2016 N Ф01-2158/2016 по делу N А17-8212/2015
Обстоятельства: Определением производство по делу о признании незаконным постановления органа местного самоуправления прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, так как оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу в„– А17-8212/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Ивановское региональное агентство
конкурсов и аукционов"
на определение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2016,
принятое судьей Герасимовым В.Д.,
по делу в„– А17-8212/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (ИНН: 3702725282, ОГРН: 11437802007789)
к Правительству Ивановской области (ИНН: 3729017960, ОГРН: 1023700556736)
о признании незаконным постановления Правительства Ивановской области
от 11.06.2015 в„– 275-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2006 в„– 10-П "О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области"
и

установил:

закрытое акционерное общество "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Правительству Ивановской области о признании незаконным постановления Правительства Ивановской области от 11.06.2015 в„– 275-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2006 в„– 10-П "О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области".
Суд определением суда от 26.01.2016 прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Второй арбитражный апелляционный суд определением от 18.04.2016 возвратил апелляционную жалобу Обществу на основании пункта 2 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество не согласилось с определением суда первой инстанции и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; оспариваемое постановление является решением государственного органа, то есть ненормативным правовым актом, поэтому дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Правительство Ивановской области в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность определения Арбитражного суда Ивановской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является коммерческой организацией, в число видов деятельности которой входит оказание консалтинговых и посреднических услуг.
Постановлением Правительства Ивановской области от 11.06.2015 в„– 275-П были внесены изменения в постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2006 в„– 10-П "О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области", наделяющие Департамент полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов для государственных заказчиков Ивановской области и бюджетных учреждений Ивановской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, в случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг (далее - закупки) для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупок, финансируемых частично или полностью за счет средств бюджета Ивановской области посредством межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением дотаций и субвенций.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 11.06.2015 в„– 275-П установлено, что главные распорядители бюджетных средств Ивановской области при внесении проектов законов Ивановской области и иных нормативных правовых актов Ивановской области о предоставлении бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, в виде межбюджетных трансфертов, в качестве условия представления указанных межбюджетных трансфертов для осуществления закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше трех миллионов рублей включительно и закупок в рамках государственных программ Ивановской области должны обеспечивать включение положений об осуществлении полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов для государственных заказчиков Ивановской области и бюджетных учреждений Ивановской области, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области в качестве условия о представлении из бюджета Ивановской области межбюджетных трансфертов.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 3, 29 и 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 в„– 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума ВС РФ в„– 48), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, и прекратил производство по делу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 в„– 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" вступившей в законную силу с 06.08.2014) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 в„– 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9 и 10 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 в„– 48).
Суд первой инстанции установил, что постановление Правительства Ивановской области от 11.06.2015 в„– 275-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2006 в„– 10-П "О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области" обладает приведенными признаками нормативного правового акта, следовательно, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
На момент подачи рассматриваемого заявления дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, были исключены из подведомственности арбитражных судов, поэтому суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на то, что постановление Правительства Ивановской области от 11.06.2015 в„– 275-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2006 в„– 10-П "О создании Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области" является ненормативным правовым актом, отклоняется судом округа, поскольку она основана на неправильном толковании закона.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанций и получили надлежащую правовую оценку; данные доводы основаны на неправильном толковании норм права и не опровергают выводов суда.
Арбитражный суд Ивановской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 22.04.2016 в„– 67 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2016 по делу в„– А17-8212/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.04.2016 в„– 67.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------