Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.02.2016 N Ф01-6031/2015 по делу N А43-4385/2015
Требование: 1) О признании незаконным отказа в государственной регистрации юридического лица; 2) Об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не были представлены предусмотренные ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку порядок оформления заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице соблюден, документы представлены в связи с тем, что изменился состав участников юридического лица, а не в связи с тем, что оно было создано, и поскольку отказ в регистрации может повлечь наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу в„– А43-4385/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заявителя: Даниловой С.В. (доверенность от 30.06.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы
по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2015,
принятое судьей Леоновым А.В., ина постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015,
принятое судьями Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., Назаровой Н.А.,
по делу в„– А43-4385/2015
по заявлению Нижегородского областного потребительского общества
(ИНН: 5260133146, ОГРН: 1045207453788)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы
по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 30.12.2014 в„– 8477А
и

установил:

Нижегородское областное потребительское общество (далее - Потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.12.2014 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция; регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию изменений по заявлению по форме в„– Р14001, полученному последним 23.12.2014 вх. в„– 8477А.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 09.06.2015 удовлетворил заявленные требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что сведения об учредителях Потребительского общества вносятся на момент регистрации, дальнейшее изменение состава участников такого общества не отслеживается регистрирующим органом. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Потребительское общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя, попросили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Инспекция надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Инспекции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.02.2015.
После перерыва в судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, рассмотрение дела продолжено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Потребительское общество 23.12.2014 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме в„– Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с приложением к нему листов формы "Д" на участников Кусакина А.В., Чурбанову А.Ф., Маторину В.Ф., Чиненкову Г.В. о прекращении обязательственных прав в отношении юридического лица и на Безденежных А.В., Ивашкину С.В., Савинова П.В., в отношении которых отражено внесение сведений о новых участниках.
Регистрирующий орган рассмотрел заявление о государственной регистрации юридического лица и вынес решение от 30.12.2014 в„– 8477А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных документов, необходимых для государственной регистрации, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области решение регистрирующего органа от 30.12.2014 в„– 8477А утверждено.
Потребительское общество не согласилось с решением Инспекции от 30.12.2014 в„– 8477А и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 51, 123.1 и 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 7 - 9, 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 15 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 в„– 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 3085-1), статьями 4, 5, 9, 11 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ), Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 2 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 65.1 Кодекса юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.2 Кодекса потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно пункту 1 статье 123.3 Кодекса в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
На основании статьи 10 Закона в„– 3085-1 гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства. В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (основной государственный регистрационный номер), идентификационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении. Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества. Вступающий признается пайщиком в случае принятия решения о его приеме в потребительское общество с момента уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества. Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство.
В соответствии со статьей 12 Закона в„– 3085-1 пайщики потребительского общества обязаны: соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества; выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.
В силу пункт 1 статьи 4 Закона в„– 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в частности, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Закона в„– 129-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 5 Закона в„– 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона в„– 129-ФЗ).
Перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен статьей 17 Закона в„– 129-ФЗ, в число которых входит подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона в„– 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона в„– 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 в„– ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Суды двух инстанций, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, установили, что нарушений порядка оформления заявления по форме в„– 14001, установленного разделом 7 приказа ФНС России от 25.01.2012 в„– ММВ-7-6/25@ при внесении изменений в сведения о юридическом лице, Потребительским обществом не допущено и Инспекцией не зафиксировано в решении об отказе в государственной регистрации. В данном случае документы Потребительское общество представило не в связи с его созданием, а с изменением состава его участников.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что отказ Инспекции в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ сведений относительно состава участников Потребительского общества будет означать содержание в государственном реестре недостоверных сведений и может повлечь неблагоприятные последствия для данной организации.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А43-4385/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------