Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2016 N Ф01-176/2016 по делу N А29-5139/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в заключении соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, об обязании заключить данное соглашение и предоставить субсидии на содержание сельскохозяйственных животных и взрослой птицы.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что проект соглашения представил субъект, не имеющий права на получение государственной поддержки.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А29-5139/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2015,
принятое судьей Тарасовым Д.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу в„– А29-5139/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Нитченко Александра
Александровича (ИНН: 110604861682, ОГРН: 315110900001021)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
(ИНН: 1101481729, ОГРН: 1021100521562)
о признании незаконным отказа в заключении соглашения о государственной
поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства,
об обязании заключить соглашение и предоставить субсидии на содержание
сельскохозяйственных животных и взрослой птицы
и

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальный предприниматель Нитченко Александр Александрович (далее - ИП Нитченко А.А., глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - Министерство) в заключении соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, изложенного в письме от 06.05.2015 в„– 24-03/2310, и об обязании ответчика заключить с главой КФХ соответствующее соглашение и предоставить последнему субсидии на содержание сельскохозяйственных животных и взрослой птицы в сумме 463 803 рублей.
Суд первой инстанции решением от 11.09.2015 частично удовлетворил требования заявителя: признал незаконным отказ Министерства в заключении соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства и возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Нитченко А.А.; в удовлетворении остальной части требований отказал.
Постановлением апелляционного суда от 07.12.2015 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 в„– 576 (далее - Порядок в„– 576); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в отсутствие помещений для содержания сельскохозяйственных животных глава КФХ не имел права на получение государственной поддержки. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является Нитченко А.А.
Глава КФХ представил в Министерство проект соглашения о государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства от 10.04.2015, содержащий приложение к соглашению, определяющее основные показатели хозяйственной деятельности на 2015 год. В приложении определены значения основных показателей хозяйственной деятельности, в том числе по поголовью сельскохозяйственных животных и птицы на конец 2015 года.
Уведомлением от 06.05.2015 в„– 24-03/2310 Министерство отказало ИП Нитченко А.А. в заключении соглашения на основании подпунктов "б" и "в" пункта 2 Порядка в„– 576 со ссылкой на то, что проект соглашения представлен субъектом, не имеющим права на получение государственной поддержки, а также на то, что значения плановых показателей проекта соглашения не соответствуют условиям, указанным в абзаце втором пункта 2 Порядка в„– 576. Также в уведомлении указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не имеет условий для содержания сельскохозяйственных животных, поэтому значения плановых показателей проекта соглашения не соответствуют условиям, установленным Порядком в„– 576.
Не согласившись с указанным отказом, ИП Нитченко А.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Порядком в„– 576, суд сделал вывод о том, что оспариваемый отказ Министерства противоречил действующему законодательству и нарушал права и законные интересы главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования в данной части.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основы в области государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Коми, формы и методы государственного стимулирования и регулирования в сфере развития сельского хозяйства на территории Республики Коми определены Законом Республики Коми от 21.12.2007 в„– 128-РЗ "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми" (далее - Закон в„– 128-РЗ).
Статья 8 названного Закона в качестве одной из форм государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми устанавливает предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 9 Закона в„– 128-РЗ государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми осуществляется в числе прочих по направлению развития малых форм хозяйствования на селе, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан.
В целях реализации Закона в„– 128-РЗ Правительством Республики Коми утвержден Порядок в„– 576, который регулирует предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса.
Согласно пункту 2 данного Порядка средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на государственную поддержку, предоставляются юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, одновременно отвечающим следующим требованиям: зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Коми; заключившим с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, содержащих, в том числе приложения к соглашениям, определяющие основные показатели хозяйственной деятельности получателей субсидий на трехлетний период; представившим отчетность о финансово-экономическом состоянии по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в порядке, в сроки и по перечню получателей субсидий, установленным Министерством.
Таким образом, любое крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории Республики Коми, является потенциальным получателем субсидий, в частности, на содержание сельскохозяйственных животных и взрослой птицы. При этом основанием для предоставления заявителю средств республиканского бюджета, предусмотренных на государственную поддержку, является заключенное с Министерством соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства.
Форма такого соглашения утверждается Министерством и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения. Получатели субсидий при первичном обращении на получение субсидий представляют в Министерство проект соглашения в двух экземплярах, предусматривающий обязательства получателя субсидии по выполнению установленных им значений плановых показателей. Министерство регистрирует проект соглашения в специальном журнале, рассматривает, подписывает его и в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта соглашения один экземпляр соглашения направляет получателю субсидий по адресу, указанному в соглашении, или уведомляет об отказе в заключении соглашения с указанием причин отказа.
Основаниями для отказа в заключении соглашений являются: представление проекта соглашения не по форме, утвержденной Министерством; представление проекта соглашения организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, не имеющими право на получение государственной поддержки; значения плановых показателей проекта соглашения не соответствуют условиям, указанным в абзаце втором пункта 2 данного раздела.
Из оспариваемого отказа Министерства в заключении с главой КФХ соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского следует, что основанием для отказа в заключении соответствующего соглашения в рассмотренном случае явилось представление проекта соглашения крестьянским (фермерским) хозяйством (индивидуальным предпринимателем), не имеющим право на получение государственной поддержки (подпункт "б" пункта 2 Порядка в„– 576).
Министерство в кассационной жалобе указывает, что в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем наложен арест на имущество (коровник, свинарник), в которых содержатся сельскохозяйственные животные. Названное обстоятельство, по мнению Министерства, свидетельствует об отсутствии у ИП Нитченко А.А. условий для содержания животных, что препятствует осуществлению деятельности в области сельского хозяйства, а также о невозможности достижения им значений плановых показателей, определенных в представленном проекте соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства.
Вместе с тем суды установили, что, согласно комиссионным актам обследования поголовья сельскохозяйственных животных от 31.03.2015 и 01.07.2015 глава КФХ фактически осуществлял сельскохозяйственную деятельность и, более того, наращивал численность поголовья крупного рогатого скота.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в заключении с ИП Нитченко А.А. соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, носили предположительный характер и документально не подтверждены.
Доказательств обратного Министерство в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела.
С учетом изложенного соответствующий отказ Министерства, изложенный в уведомлении от 06.05.2015 в„– 24-03/2310, правомерно признан судами незаконным, поскольку он не соответствовал действующему законодательству и нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А29-5139/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА


------------------------------------------------------------------