Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.03.2016 N Ф01-6104/2015 по делу N А79-2903/2015
Требование: О признании недействительным постановления налогового органа.
Обстоятельства: В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налогов, пеней и штрафов и отсутствием на его счетах денежных средств в достаточном для исполнения решения о взыскании недоимки размере налоговый орган постановлением взыскал налоги, пени и штрафы за счет имущества налогоплательщика.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку постановление налогового органа соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу в„– А79-2903/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления
"Концерн "Тракторные заводы"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2015,
принятое судьей Кузьминой О.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу в„– А79-2903/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы"
(ИНН: 2130001337, ОГРН: 1062130004210)
о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой
службы по городу Чебоксары от 24.03.2015 в„– 3407
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция; налоговый орган) от 24.03.2015 в„– 3407.
Суд решением от 11.08.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.11.2015 оставил решение суда без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению статью 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 12, 13 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 5, 6 Федерального закона от 06.04.2011 в„– 63-ФЗ "Об электронной подписи" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, оспариваемое постановление налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика не соответствуют предъявляемым к ним действующим законодательством требованиям, поскольку оно не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, в нем не указаны должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего данный документы, и в качестве основания принятия исполнительного документа указаны дата и номер несуществующего решения (указано решение от 24.03.2015 в„– 1124701). Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы Общества; заявила ходатайство от 25.02.2016 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Обществом требования об уплате сумм налогов, пеней, штрафов от 17.02.2015 в„– 1058 Инспекция приняла решение от 16.03.2015 в„– 5756 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах Общества в банках, а также электронных денежных средств.
Установив наличие на счетах налогоплательщика денежных средств в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств, Инспекция приняла решение от 24.03.2015 в„– 3458 и постановление от 24.03.2015 в„– 3407 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.
На основании постановления от 24.03.2015 в„– 3407 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике возбудил в отношении Общества исполнительное производство в„– 16231/15/21002-ИП.
Общество не согласилось с постановлением от 24.03.2015 в„– 3407 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 45, 46, 47, 75, 226, 249, 285, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 54, 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление Инспекции соответствует требованиям законодательства.
Апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и пунктами 63, 64, 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пункте 1 статьи 46 Кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 7 статьи 46 Кодекса).
Указанные положения применяются также при взыскании пеней и штрафов (пункт 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон в„– 229-ФЗ) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, по смыслу статьи 47 Кодекса и пункта 5 части 1 статьи 12 Закона в„– 229-ФЗ, постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 47 Кодекса постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должно содержать: фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление; дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента; наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание; резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя; дату выдачи указанного постановления. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
На основании приказа Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы от 19.02.2014 в„– 49/ММВ-7-6/55@ "О переходе Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы на обмен информацией об исполнительном производстве в электронном виде" с 21.02.2014 предъявление территориальными органами Федеральной налоговой службы и принятие территориальными органами Федеральной службы судебных приставов постановлений налоговых органов о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика производится в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Постановление налогового органа в электронном виде, подписанное квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным исполнительному документу на бумажном носителе, подписанным должностным лицом этого органа и заверенным печатью данного органа или лица, его выдавшего, и подлежит принятию к исполнению в порядке Закона в„– 229-ФЗ (письмо Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы от 06.03.2014 в„– 00014/14/12315-ТИ/НД-4-8/4154@ "О переходе на безбумажный электронный документооборот ФССП России и ФНС России").
Согласно пункту 2.1 соглашения Федеральной службы судебных приставов от 04.04.2014 в„– 0001/7 и Федеральной налоговой службы от 14.04.2014 в„– ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов с приложением документов в электронном виде, содержащих: расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации; перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом Федеральной налоговой службы для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Кодекса; сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса; иные имеющиеся у налогового органа сведения.
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 в„– 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 63 постановления от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ненормативные правовые акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа и принимаемые во исполнение решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, могут быть обжалованы только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что оспариваемое постановление от 24.03.2015 в„– 3407 основано на принятом в установленный Кодексом срок решении Инспекции о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика от 24.03.2015 в„– 3458, имеет все необходимые реквизиты, подписано надлежащим должностным лицом и заверено печатью, срок его предъявления к исполнению также соблюден.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования Общества.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и правомерно отклонены, как необоснованные и не имеющие значения для правильного рассмотрения дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу в„– А79-2903/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------