Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2016 N Ф01-4587/2016 по делу N А39-628/2016
Требование: О признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества о внесении изменений в распоряжение об условиях приватизации передаваемого обществу государственного имущества.
Обстоятельства: Управление исключило земельный участок из перечня имущества, подлежащего приватизации, путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций общества в качестве вклада РФ в уставный капитал общества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку Управление не имело права принимать распоряжение самостоятельно, без соблюдения установленного порядка его согласования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Мордовия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А39-628/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2015.Полный текст постановления изготовлен 29.11.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские ипподромы":
Ивановой Т.В. (доверенность от 31.12.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016,
принятое судьей Волковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А39-628/2016,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы"
(ОГРН: 1127746402112, ИНН: 7714873807)
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Республике Мордовия от 03.07.2015 в„– 126-р
и

установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Управление) от 03.07.2015 в„– 126-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Республике Мордовия от 28.12.2012 в„– 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Заявленные требования основаны на статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Управление без соблюдения установленного законом порядка согласования приняло решение относительно изменений в план приватизации государственного имущества, чем нарушило права Общества.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 06.06.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016, удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, действие Федерального закона Российской Федерации в„– 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникшие при отчуждении земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, следовательно, отсутствовали основания для включения спорного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества, поскольку на земельном участке нет объектов, подлежащих приватизации; внесение изменений в распоряжение не нарушает права Общества; Управление не вносило изменений в план приватизации государственного имущества, изменения внесены в распорядительный акт в пределах полномочий территориального органа.
Представитель Общества в судебном заседании возразил против жалобы, попросил оставить обжалованные судебные акты без изменений.
Иные лица, участвующие в деле не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 в„– 1876-р и от 27.11.2010 в„– 2102-р, а также распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 в„– 558-р путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" создано Общество, которое является правопреемником предприятия.
Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых Обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Управление издало распоряжение от 28.12.2012 в„– 274-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", в соответствии с которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче Обществу.На основании Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 в„– 1058, распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 в„– 2102-р, от 24.05.2012 в„– 840-р и от 26.12.2011 в„– 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, поручения Росимущества от 11.09.2012 в„– ИА-03/42135 Общество 27.08.2015 приняло решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, государственный регистрационный в„– 1-01-55520-Е-001Р), государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества осуществлена.
Согласно пункту 1 распоряжения Управления от 03.07.2015 в„– 126-р "О внесении изменений в распоряжение Управления от 28.12.2012 в„– 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" из перечня имущества, подлежащего приватизации путем внесения в оплату размещаемых дополнительных акций Общества, исключен земельный участок с кадастровым номером 13:17:0112002:78.
Посчитав распоряжение Управления от 03.07.2015 в„– 126-р незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушения ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Росимущество осуществляет мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 в„– 1876-р.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 необходимо внести в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, объединяющего ипподромы Российской Федерации, имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, согласно Перечню, являющемуся приложением к Указу, в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом, дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 Управление издало распоряжение от 28.12.2012 в„– 274-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы".
В обоснование своей позиции Управление сослалось на Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона в„– 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" с целью реализации единой государственной политики в сфере приватизации, Правительство Российской Федерации:
- утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
- издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 в„– 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" (далее - Правила) решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению последнего - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества", любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями в„– 1 - 3 к настоящим Правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада заместителю председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
На основании перечисленных норм федерального законодательства суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управление не имело права самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в перечень объектов, включенных в план приватизации государственного имущества.
Аргументы заявителя о том, что отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в перечень объектов, подлежащих приватизации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций Общества, не влияют на законность обжалованных судебных актов.
Суд кассационной инстанции отклонил также иные доводы Управления, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают выводы судов о недействительности оспоренного распоряжения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем суд не рассматривал вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу в„– А39-628/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Н.КАМАНОВА

Судьи
С.В.БАБАЕВ
В.Ю.ПАВЛОВ


------------------------------------------------------------------