Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.12.2016 N Ф01-5391/2016 по делу N А29-13603/2015
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отсутствии доказательств для изменения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в части объекта общества.
Обстоятельства: Общество полагает, что уполномоченный орган рассмотрел его обращение с требованием об установлении вида фактического использования объекта недвижимого имущества в незаконном составе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и не нарушает права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. по делу в„– А29-13603/2015

02 декабря 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Алексеева А.Е. (доверенность от 19.01.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Геотех-Нафта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.05.2016,
принятое судьей Князевой А.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016,
принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А29-13603/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания
"Геотех-Нафта" (ИНН: 1108012123, ОГРН: 1021100947699)
о признании частично недействительным решения Агентства Республики Коми
по управлению имуществом
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Геотех-Нафта" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом (далее - Агентство, в настоящее время - Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, далее - Министерство) от 23.11.2015 в„– 775 "Об отсутствии доказательств для изменения вида фактического использования объектов недвижимого имущества, определенного в результате проведения мероприятий по установлению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения" в части объекта, относящегося к заявителю.
Решением суда от 13.05.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Положение о комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 в„– 546 (далее - Постановление в„– 546), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что Министерство нарушило процедуру рассмотрении обращения (жалобы) Общества об установлении вида фактического использования объекта недвижимого имущества, что выразилось в рассмотрение обращения незаконным составом комиссии. В нарушение Постановления в„– 546 в состав комиссии входило должностное лицо - Сажин А.В., участвовавший в проведении мероприятий по установлению вида фактического использования объекта недвижимого имущества. Следовательно, решение Министерства, принятое по результатам рассмотрения обращения, не соответствует закону, затрагивает права и законные интересы Общества. Основания для отказа Обществу в удовлетворении заявленного требования у судов отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - административно-бытовой корпус, назначение: нежилое, общая площадь - 1664,9 квадратного метра, адрес: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 18а (далее - объект недвижимого имущества).
Должностные лица Агентства на основании решения от 12.08.2015 в„– 552 (в редакции от 06.10.2015 в„– 664) провели мероприятия по определению вида фактического использования в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
Итоги проведения мероприятий зафиксированы в акте от 28.10.2015 обследования фактического использования объекта недвижимого имущества.
Согласно акту здание фактически используется одновременно для размещения офисов в целях делового, административного или коммерческого назначения и для размещения торговых объектов.
Общество не согласилось с видом фактического использования объекта недвижимого имущества, установленным в акте, и обратилось в Агентство с заявлением от 10.11.2015 в„– 021.
По результатам рассмотрения обращения Общества, Агентство приняло решение от 23.11.2015 в„– 775 об отсутствии доказательств для изменения вида фактического использования объекта недвижимого имущества, определенного в результате проведения мероприятий по установлению вида фактического использования объекта недвижимого имущества для целей налогообложения.
Указанное решение Общество оспорило в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 14, 372 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Постановлением в„– 546, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, не нарушает права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Кодекса).
На территории Республики Коми налог на имущество введен в действие Законом Республики Коми от 24.11.2003 в„– 67-РЗ (далее - Закон в„– 67-РЗ).
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них (пункт 2 статей 372, 375 Кодекса, пункт 1 части 1 статьи 4 (1) Закона в„– 67-РЗ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В целях статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378 Кодекса, установление вида осуществления фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Постановлением в„– 546 утверждены Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее - Порядок) и Положение о комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее - Положение о комиссии).
В силу пункта 2 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения определено Агентство (в настоящее время в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 в„– 115 "Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми" - Министерство).
Порядок устанавливает процедуру осуществления уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми мероприятий по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, общая площадь которых составляет свыше 1000 квадратных метров, для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 3 Порядка мероприятия проводятся в частности в форме обследований объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 Порядка основанием для проведения мероприятий является поступление в Агентство информации об объектах недвижимого имущества о несоответствии разрешенного вида использования объектов недвижимого имущества виду фактического использования объектов недвижимого имущества, устанавливаемому для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, юридических лиц, граждан или получение Агентством сведений из средств массовой информации.
Агентство в день поступления информации или сведений регистрирует их в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Агентстве, и в течение 30 рабочих дней с даты регистрации информации или сведений принимает решение о проведении мероприятий, в котором указываются: 1) сведения о государственных гражданских служащих Агентства, уполномоченных на проведение мероприятий (фамилия, имя, отчество, должность); 2) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых надлежит провести мероприятия, с указанием их кадастровых номеров, наименования и адреса (описания местоположения) (при наличии таких данных); 3) даты начала и окончания проведения мероприятий (пункт 5 Порядка).
В пункте 8 Порядка предусмотрено, что должностные лица в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о проведении мероприятий запрашивают в порядке межведомственного информационного взаимодействия у органов и организаций, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, следующие документы: 1) копию технического паспорта на объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; 2) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; 3) кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия; 4) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия, и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; 5) копии правоустанавливающего документа на объект недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия.
Согласно пункту 9 Порядка в ходе проведения мероприятий должностными лицами проводится осмотр объекта недвижимого имущества, производится фото- или видеосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимости, а также обмер площадей объекта недвижимого имущества.
Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, который составляется должностными лицами в срок не позднее семи рабочих дней после даты окончания проведения мероприятий по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11 Порядка).
В случае несогласия собственника объекта недвижимого имущества с видом фактического использования, установленным Агентством в соответствии с актом обследования, собственник объекта недвижимого имущества вправе направить письменное обращение в Агентство с указанием причин несогласия и приложением (при наличии) копий документов, фото- и (или) видеоматериалов, содержащих доказательства об ином виде фактического использования объекта недвижимого имущества, отличном от вида фактического использования, установленного в результате проведения мероприятий (пункт 21 Порядка).
В день поступления письменного обращения и копий документов Агентство регистрирует их в соответствии с правилами делопроизводства в Агентстве и обеспечивает их передачу в комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункт 22 Порядка).
В силу пункта 24 Порядка по результатам рассмотрения письменного обращения комиссия в срок, указанный в пункте 23 Порядка, принимает одно из следующих решений: 1) о достаточности представленных доказательств, подтверждающих фактическое использование объекта недвижимости, и установлении иного вида фактического использования объекта недвижимого имущества, отличного от вида фактического использования, установленного в результате проведения мероприятий; 2) о необходимости повторного проведения мероприятий; 3) об отсутствии доказательств для изменения вида фактического использования объекта недвижимого имущества, определенного в результате проведения мероприятий.
В соответствии с пунктом 26 Порядка в течение трех рабочих дней с даты подписания комиссией протокола с одним из решений, указанных в пункте 24 данного порядка, Агентство принимает одно из решений, указанных в пункте 24 Порядка.
Суды установили, что на основании решения от 12.08.2015 в„– 552 должностные лица Агентства провели мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего Обществу объекта недвижимого имущества.
В ходе мероприятий произведен осмотр объекта (в том числе фотосъемка), направлены запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Коми и Общество о представлении документов и сведений.
Результаты мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам мероприятий, зафиксирован должностными лицами, проводившими данные мероприятия, в акте от 28.10.2015.
Согласно разделу 4 акта площадь помещений, переданных Обществом в аренду различным организациям для размещения сотрудников, а также для осуществления торговой деятельности, составляет 1310,73 квадратного метра, то есть 78,7 процента от общей площади здания; часть помещений в здании Общество использует для собственных нужд.
В соответствии с разделом 7 акта принадлежащее Обществу здание фактически используется одновременно для размещения офисов в целях делового, административного или коммерческого назначения и для размещения торговых объектов.
Общество не согласилось с видом фактического использования объекта недвижимого имущества, установленным в акте, и обратилось в Агентство с заявлением от 10.11.2015 в„– 021.
На основании указанного обращения Агентство назначило заседание комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (решение от 16.11.2015 в„– 762).
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 19.11.2015 доказательств, подтверждающие, что фактическое использование спорного объекта иное, чем установлено в результате проведения мероприятий, не имеется.
По результатам рассмотрения обращения Общества на основании пункта 24 Порядка и указанного протокола Агентство приняло решение от 23.11.2015 в„– 775 об отсутствии оснований для изменения вида фактического использования объекта недвижимого имущества.
Доказательств иного вида фактического использования объекта недвижимого имущества, отличного от вида фактического использования, установленного в результате проведения мероприятий, в материалы дела не представлено.
Довод Общества о рассмотрении его обращения незаконным составом Комиссии обоснованно отклонен судами.
В пунктах 1, 2 и 3 Положения о комиссии предусмотрено, что Комиссия создается для рассмотрения обращений собственников объектов недвижимого имущества о несогласии с видом фактического использования зданий и нежилых помещений, установленным Агентством.
Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, а также ответственного секретаря и членов комиссии. Состав комиссии утверждается приказом Агентства и размещается на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи рабочих дней со дня принятия указанного приказа.
Согласно пункту 4 Положения о комиссии в состав комиссии включаются, в том числе государственные гражданские служащие Агентства, за исключением должностных лиц, участвовавших в проведении мероприятий по установлению вида фактического использования объекта недвижимого имущества, указанного в обращении собственника объекта недвижимого имущества.
Суды установили, что решением от 12.08.2015 в„– 552 "О проведении повторных мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" утвержден перечень объектов, в отношении которых необходимо провести повторные мероприятия. В перечень включен спорный объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу (позиция 31 приложения в„– 2 к указанному решению). Дата окончания проведения повторных мероприятий определена 30.10.2015 (с учетом решения Агентства от 06.10.2015 в„– 664). Этим же решением утвержден перечень государственных гражданских служащих Агентства, уполномоченных на проведение повторных мероприятий (Батазов А.С., Гуща Л.В., Скандаков И.А.).
Согласно приказу Агентства от 08.07.2015 в„– 177Д Сажин А.В., исполняющий обязанности руководителя Агентства, утвержден председателем комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений.
Оценив материалы дела, суды установили, что в соответствии с решением в„– 552 в проведении мероприятий по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимого имущества, участвовали Батазов А.С., Гуща Л.В., Скандаков И.А. Указанные лица по результатам проведенных мероприятий составили акт обследования от 28.10.2015. Акт в соответствии с пунктами 13 и 14 Порядка утвержден исполняющим обязанности руководителя Агентства Сажиным А.В.
В проведении мероприятий по установлению вида фактического использования объекта недвижимости, принадлежащего Обществу, Сажин А.В. не участвовал. Утверждение им как руководителем Агентства акта обследования по смыслу пункта 4 Положения о комиссии не исключает возможность его участия в составе комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели, что в состав комиссии входили лица, принимавшие участие в обследовании объекта недвижимого имущества.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, спорный объект отсутствует в перечнях объектов недвижимого имущества, утвержденных приказами Минэкономразвития Республики Коми от 31.12.2014 в„– 466 и от 23.12.2015 в„– 369, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неправильным указанием в платежном поручении от 11.10.2016 в„– 204 реквизитов на уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, ошибочно уплаченная по данному делу государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.05.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 по делу в„– А29-13603/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Геотех-Нафта" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Нефтяная компания "Геотех-Нафта" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2016 в„– 220, и в сумме 3000 рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 11.10.2016 в„– 204.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------