Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5365/2016 по делу N А28-315/2016
Требование: О признании решения закупочной комиссии незаконным, а протокола закупочной комиссии недействительным.
Обстоятельства: Истец заявил, что ответчик необоснованно отменил решение о признании истца победителем открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не соответствует требованиям, установленным закупочной документацией, так как не прошел аттестацию, осуществляемую Минэнерго России, к сфере деятельности которого относятся объекты ответчика.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2016 г. по делу в„– А28-315/2016

05 декабря 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от ответчика: Бернюковой Т.Е. (доверенность от 20.05.2016 в„– 0060)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировская областная пожарно-спасательная служба"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2016,
принятое судьей Фадеевой С.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016,
принятое судьями Кобелевой О.П., Дьяконовой Т.М., Сандаловым В.Г.,
по делу в„– А28-315/2016
по иску Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировская областная пожарно-спасательная служба"
(ИНН: 4345248458, ОГРН: 1084345144025)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании действий и протокола закупочной комиссии незаконными,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью
аварийно-спасательное формирование "Альфа"
(ИНН: 5259088844, ОГРН: 1105259002892),
и

установил:

Кировское областное государственное казенное учреждение "Кировская областная пожарно-спасательная служба" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Кировский" (далее - ПАО "Т Плюс") о признании незаконным решения закупочной комиссии ПАО "Т Плюс" и недействительным протокола от 15.01.2016 в„– 50300-18-08/29.
В дополнительных пояснениях к исковым требованиям Учреждение просило признать незаконным протокол закупочной комиссии ПАО "Т Плюс" от 15.01.2016 в„– 50300-18-08/29.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью аварийно-спасательное формирование "Альфа" (далее - ООО АСФ "Альфа").
Суд решением от 15.06.2016 отказал в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 решение оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, он аттестован надлежащим образом, поэтому его заявка неправомерно признана не соответствующей требованиям документации по открытому запросу предложений; суд первой инстанции неправильно сослался на приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 27.08.2013 в„– 500 "О постоянно действующих комиссиях Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", который регламентирует создание и аттестацию аварийно-спасательных формирований, создаваемых организациями, находящимися в ведении Минэнерго России, и не содержит запрета на обслуживание опасных производственных объектов сторонними аварийно-спасательными формированиями.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ПАО "Т Плюс" в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Учреждение и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в собственности ПАО "Т Плюс" находится энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ТЭС), расположенный по адресу: Кировская область, г. Кирово-Чепецк, пер. Рабочий, 4 (ТЭЦ-3); энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции (ТЭЦ-4); ТЭЦ-5, единый энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 02.10.2015. В соответствии со свидетельством о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 серии АВ в„– 056631 объекты Кировской ТЭЦ-3, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком, включены в реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Департаментом энергетики и газификации Кировской области указанные объекты внесены в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, что подтверждается письмом данного департамента от 01.04.2013 в„– 168-55-0303.
Протоколом от 07.04.2015 в„– 26/236 решением Совета директоров ОАО "Волжская ТГК" (правопредшественник ПАО "Т Плюс") утверждено положение о закупках (далее - Положение о закупках), размещенное в установленном порядке на официальном сайте ПАО "Т Плюс" и ресурсе http://zakupki.gov.ru/223. Решением единственного акционера ЗАО "Кировская ТЭЦ-1" от 20.01.2015 принято решение о проведении закупок для его нужд в соответствии с Положением о закупках.
Закупочная комиссия ПАО "Т Плюс" 18.11.2015 утвердила документацию по открытому запросу предложений на право заключения договора на оказание услуг по лоту: "Услуги аварийно-спасательных формирований" для нужд филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" в 2016 году". Документация опубликована в установленном порядке на ресурсе http://zakupki.gov.ru/223.
Техническим заданием, являющимся приложением к документации, установлены требования к исполнителю услуги: профессиональное аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1091, приказу МЧС России от 20.02.2013 в„– 102 и иметь действительное свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (абзац 2 пункта 1.4.6). Также установлен перечень опасных производственных объектов, подлежащих обслуживанию: Кировская ТЭЦ-3, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-5 (пункт 2.1).
Извещение о проведении открытого запроса предложений в„– 50300-18-08/684 на право заключения договора на оказание услуг по лоту "Услуги аварийно-спасательных формирований" для нужд филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" в 2016 году" размещено 19.11.2015, в данном извещении также указано, что извещение не является публичной офертой (пункт 15).
Закупочная комиссия филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" составила протокол от 30.12.2015 в„– 50300-18-08/1100, в соответствии с которым победителем открытого запроса предложений, проведенного в соответствии с извещением от 19.11.2015 в„– 50300-18-08/684, на право заключения договора на оказание услуг по лоту "Услуги аварийно-спасательных формирований" для нужд филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" в 2016 году" признан истец (пункт 2). Этим же протоколом заказчику предложено заключить договор с истцом (пункт 3).
Письмом в„– 50300-03-02255 от 30.12.2015 Филиал "Кировский" ПАО "Т Плюс" обратился к Учреждению и сообщил, что договор находится на согласовании, в связи с чем просит с 01.01.2016 начать оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов в 2016 году.
ООО АСФ "Альфа" и Нижегородский центр "ЭКОСПАС" (филиал АО "ЦАСЭО") обжаловали решение закупочной комиссии, оформленное протоколом от 30.12.2015, в направленных в адрес ответчика письмах указали, что победитель процедуры не имеет необходимой аттестации аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти.
Закупочная комиссия Филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" составила протокол от 15.01.2016 в„– 50300-18-08/29, согласно которому предложение истца признано не соответствующим требованиям Технического задания на основании пункта 4.8.2.3 "с" Документации по ОЗП (пункт 2) (несоответствие участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией), отменено решение закупочной комиссии от 30.12.2015 по протоколу в„– 50300-18-08/1100 (пункт 3), скорректировано проведение закупки на первый квартал 2016 года посредством закупки у единственного источника и открытым запросом предложений на 2 - 4 кварталы 2016 года.
Причиной отмены послужило то, что 74 пожарно-спасательная часть Учреждения имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 14.11.2014 серии 408 в„– 2345, выданное Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Кировской области, действительное до 14.11.2017. Ответчик, отменив процедуру, посчитал, что для выполнения работ необходима аттестация исполнителя аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.
ПАО "Т Плюс" заключило с ООО АСФ "Альфа" договор от 09.02.2016 на обслуживание профессиональным аварийно-спасательным формированием опасных производственных объектов филиала "Кировский" на период с января по 31 марта 2016 года.
Посчитав, что ответчик необоснованно принял решение об отмене признания истца победителем процедуры открытого запроса предложений, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон в„– 116-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон в„– 223-ФЗ), Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1091 (далее - Положение в„– 1091), Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 в„– 794, Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 в„– 400, Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 в„– 102 (далее - Положение в„– 102), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик правомерно отменил соответствующую процедуру по открытому запросу предложений, и отказал в удовлетворении исковых требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются положениями Федерального закона в„– 223-ФЗ.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона в„– 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со свидетельством о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 серии АВ в„– 056631 объекты Кировской ТЭЦ-3, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком, включены в реестр опасных производственных объектов.
В силу статьи 10 Федерального закона в„– 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Как видно из материалов дела и установили суды, в техническом задании к закупке, помимо прочего, были установлены следующие требования: профессиональное аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1091, приказу МЧС России от 20.02.2013 в„– 102 и иметь действительное свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (пункт 1.4.6 Технического задания).
Суды установили, что энергетические производственно-технологические комплексы тепловых электрических станций Кировская ТЭЦ-3, Кировская ТЭЦ-4, Кировская ТЭЦ-5, эксплуатируемые ответчиком и являющиеся ОПО, входят в сферу деятельности Минэнерго России.
В соответствии с пунктом 7 Положения в„– 1091 аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.
В Положении в„– 102, в том числе, установлены требования, предъявляемые к порядку формирования и составу аттестационных комиссий, к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (пункт 1 Положения в„– 102).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6.1 части 6 Положения в„– 102 проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, относится к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты ответчика, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти - Минэнерго России.
Как следует из материалов дела и установили суды, свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ выдано Учреждению Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Кировской области от 14.11.2014 серия 408 в„– 2345, то есть аттестация истца произведена аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение не имеет аттестации, осуществленной федеральным органом исполнительной власти, что свидетельствует о несоответствии истца требованиям закупочной документации, предъявлявшимся к участникам закупки, следовательно, ПАО "Т Плюс" правомерно приняло решение об отмене итогов закупочной процедуры, оформленных протоколом от 15.01.2016.
При установленных судами обстоятельствах доводы, приведенные в кассационной жалобе, не имеют правового значения, так как не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу в„– А28-315/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировская областная пожарно-спасательная служба" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА


------------------------------------------------------------------