Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.12.2016 N Ф01-5580/2016 по делу N А29-8686/2015
Требование: О взыскании убытков, понесенных в связи с исполнением решения о взыскании из республиканского бюджета в пользу уволенного с военной службы гражданина единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Истец .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ответчик не исполнил обязательство по предоставлению гражданину спорной выплаты вследствие незаконного бездействия ответчика и самого истца, имевшего возможность исполнить указанное обязательство.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 г. по делу в„– А29-8686/2015

27 декабря 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Болотова М.А. (доверенность от 12.08.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2016,
принятое судьей Марковой О.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу в„– А29-8686/2015
по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101481695, ОГРН: 1021100520363)
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
казначейства по Республике Коми (ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390),
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН: 7707780887, ОГРН: 1127746554320)
о взыскании убытков
и

установил:

Министерство архитектуры и строительства Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - Минфин), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ) о взыскании 2 697 840 рублей убытков, возникших в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции о взыскании с республиканского бюджета денежных средств в пользу уволенного с военной службы гражданина Безносикова А.Э., в размере единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Арбитражный суд Республики Коми протокольным определением от 05.05.2016 произвел изменение наименования истца с Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2016 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минстрой Республики Коми обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, суды необоснованно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку убытки Республики Коми, возникшие в связи с предоставлением единовременной выплаты гражданину, обусловлены отсутствием правового регулирования в данной сфере бездействия органов государственной власти Российской Федерации.
Подробно доводы Минстрой Республики Коми приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Минфин отзыв на кассационную жалобу не направил.
Минстрой РФ и Минфин, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Минстроя РФ и Минфина.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно вступившему в законную силу решению Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16.09.2011 Администрация обязана включить гражданина Безносикова А.Э., уволенного с военной службы, в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Подпрограмма).
Администрация муниципального образования "Сыктывкар" (далее - Администрация) постановлением от 12.12.2011 в„– 12/3855 включила Безносикова А.Э. в состав участников Подпрограммы с датой постановки на учет - 29.09.2004, с составом семьи из 4-х человек.
На основании вступившего в законную силу 30.10.2014 решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.07.2014 по делу в„– 2-1950/2014 с Минстрой Республики Коми в пользу Безносикова А.Э. взысканы денежные средства в размере единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в сумме 2 697 840 рублей.
Сыктывкарский городской суд Республики Коми дополнительным решением от 19.08.2014 по делу в„– 2-1950/2014 признал незаконным бездействие Администрации по невыполнению подпункта 3 части 2 статьи 12 Закона Республики Коми от 01.03.2011 в„– 19-РЗ об обязанности органов местного самоуправления предоставлять уполномоченному Правительством Республики Коми органу исполнительной власти Республики Коми - Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - сведения в виде списков граждан, включенных в состав участников подпрограммы, в части невключении Безносикова А.Э. в списки и непредоставлении сведений о Безносикове А.Э.; признал незаконным бездействие Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми по осуществлению контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий, определенных нормами Закона Республики Коми от 01.03.2011 в„– 19-РЗ, и возложенной на него обязанности по реализации прав граждан в рамках названного закона.
Истец на основании исполнительного листа от 11.11.2014 по в„– 2-1950/2014 перечислил по платежному поручению от 20.02.2015 в„– 73218 Безносикову А.Э. денежные средства в размере 2 697 840 рублей.
Минстрой Республики Коми, посчитав, что финансовое обеспечение осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, производится за счет субвенций федерального бюджета, и что Российская Федерация не исполняет указанную обязанность, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 65 и 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 08.12.2010 в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", от 14.12.2015 в„– 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", правовыми положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", от 12.07.2011 в„– 561 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 в„– 153", от 21.03.2016 в„– 216 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц", от 06.09.1998 в„– 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2011 в„– 182, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 в„– 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд сделал вывод о том, что отсутствуют основания для взыскания с ответчиков расходов, понесенных Минстроем Республики Коми в связи с исполнением судебного акта за счет средств федерального бюджета и не представлено доказательств недостаточности денежных средств для возмещения спорных расходов у Республики Коми.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и данное решение оставил без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 Кодекса установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон в„– 76-ФЗ) социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона в„– 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Закона в„– 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 в„– 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Закон в„– 342-ФЗ) с 01.01.2011 гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Закона в„– 76-ФЗ.
В силу статьи 4 Закона в„– 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу данного Федерального закона, со дня вступления в силу данного Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1. статьи 15 и статьей 15.1 Закона в„– 76-ФЗ.
Полномочия по обеспечению жильем указанных граждан передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона в„– 342-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления отдельным категориям граждан, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению данным категориям граждан жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2011 в„– 182 Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению гражданам Российской Федерации, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления в Республике Коми на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относящимся к категориям, установленным пунктом 2.1 статьи 15, пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, определенном настоящим постановлением; осуществлению контроля за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми государственных полномочий, определенных статьей 2 Закона Республики Коми.
Согласно пункту 2 Порядка и условиям предоставления гражданам Российской Федерации, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления в Республике Коми на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относящимся к категориям, установленным пунктом 2.1 статьи 15, пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2011 в„– 182, в соответствии с настоящими Порядком и условиями единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, включенным в общереспубликанский список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, сформированный Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в соответствии с настоящими Порядком и условиями.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что суд общей юрисдикции по делу в„– 2-1950/2014 установил, что Администрация не выполнила обязанность по информированию гражданина Безносикова А.Э. о порядке и условиях предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно Закону Республики Коми от 01.03.2011 в„– 19-РЗ, поэтому гражданин не представил в Администрацию запрос нуждающегося в обеспечении жилым помещением, являющийся основанием для его включения в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Следовательно, он не был включен в общереспубликанские списки в расчете потребности Республики Коми в средствах федерального бюджета на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Минстрой Республики Коми не принял достаточных мер по осуществлению контроля за реализацией Администрацией как органом местного самоуправления государственных полномочий, определенных статьей 2 Закона Республики Коми от 01.03.2011 в„– 19-РЗ.
Суды установили, материалами дела подтверждено и истцом не оспаривается, что работа по предоставлению единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненных к ним лицам в соответствии с законодательством была завершена в 2012 году.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обеих инстанций установили, что единовременные денежные выплаты на приобретение жилых помещений в 2011 - 2012 годах были предоставлены всем, принятым на учет органами местного самоуправления (до 01.01.2005) гражданам, уволенным с военной службы (службы) и нуждающимся в жилых помещениях. В соответствии с представленными списками льготников данная категория граждан была обеспечена выплатами в полном объеме за счет средств субвенций федерального бюджета, предоставленных республиканскому бюджету на осуществление соответствующих полномочий.
Кроме того, суды учли, что неиспользованные целевые субвенции на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, были возвращены истцом в федеральный бюджет по платежному поручению от 24.01.2014 в„– 2493968 в сумме 2 863 350 рублей, то есть, в размере, достаточном для исполнения обязательства перед Безносиковым А.Э.
В 2013 - 2014 годах средства федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан республиканскому бюджету не выделялись.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что Администрация не исполнила обязательства перед Безносиковым А.Э. по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, вследствие противоправного (незаконного) бездействия Администрации и самого истца.
Довод о том, что при распределении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2016 год в соответствии с законодательством не предусматривается возможность возмещения Республике Коми за счет средств субвенций расходов, связанных с предоставлением гражданину единовременной денежной выплаты из республиканского бюджета Республики Коми, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку до истечения 2016 финансового года оснований полагать, что ответчики не исполнили свои бюджетные обязательства, не имеется.
Суды установили, что от субъекта Российской Федерации - Республики Коми - Министерству финансов Российской Федерации не поступало претензий по поводу недостаточного объема субвенций из федерального бюджета ранее 19.01.2016.
При наличии таких обстоятельств суды правомерно отказали в удовлетворении требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.05.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по делу в„– А29-8686/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ

Судьи
О.А.ШЕМЯКИНА
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------