Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2016 N Ф01-2789/2016 по делу N А38-4302/2015
Требование: О взыскании убытков в размере стоимости восстановительного ремонта высоковольтной линии.
Обстоятельства: В результате падения сухостойных деревьев была повреждена принадлежащая сетевой компании высоковольтная линия. Владелец земельного участка, на котором располагались упавшие деревья, возместить убытки отказался.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано, что высоковольтная линия была повреждена в результате падения на нее расположенных за пределами охранной зоны воздушной линии сухостойных деревьев и что о наличии таких деревьев владелец земельного участка знал, однако мер к вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений не принял.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Марий Эл



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2016 г. по делу в„– А38-4302/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Куртова Д.В. (доверенность от 01.09.2014),
от ответчика: Царегородцевой Е.С. (доверенность от 13.04.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства
и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.12.2015,
принятое судьей Волковым А.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016,
принятое судьями Родиной Т.С., Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.,
по делу в„– А38-4302/2015
по иску открытого акционерного общества "Энергия"
(ИНН: 1215098823, ОГРН: 1041200432932)
к федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН: 7704761773, ОГРН: 1107746633521)
о взыскании убытков
и

установил:

открытое акционерное общество "Энергия" (далее - ОАО "Энергия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Марийского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) о взыскании убытков в сумме 40 205 рублей 35 копеек, составляющих стоимость восстановительного ремонта высоковольтной линии (далее - ВЛ), поврежденной в результате падения сухостойных деревьев и 10 000 рублей, составляющих стоимость услуг по проведению оценочной лесотехнической экспертизы.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.12.2015 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в обязанности сетевой организации входит поддержание трассы линии электропередачи в надлежащем состоянии, исключающем повреждение ВЛ, в том числе в результате падения деревьев. Несвоевременное получение Обществом разрешения и непроведение работ по расширению и расчистке просек привело к падению деревьев и обрыву линии электропередачи.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Учреждения, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 66 268 647 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, восточная и юго-восточная части кадастрового района, кадастровый номер: 12:04:0000000:392 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2014 в„– 12-МР 959777). На данном участке находится линейное сооружение - ВЛ-6 от ПС-110/6 кВ "Лесная", собственником которого является ОАО "Энергия".
01.02.2015 в 15 часов 01 минуту и 02.02.2015 в 9 часов 50 минут в результате срабатывания защиты МТО произошло отключение ф-616 от ПС-110/6 кВ "Лесная".
Согласно акту расследования причин аварий от 03.03.2015 в„– 5/1, составленному работниками ОАО "Энергия", причиной отключения ф-616 от ПС-110/6 кВ "Лесная" (перерыв в передаче электрической энергии по сетям) произошел в результате падения сухостойных деревьев.
По заключению эксперта ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет", деревья, упавшие на ВЛ в пролете опор в„– 3-4 и в„– 72-73 ответвления ВЛ-6 кВ ф-616 ПС-110/6 кВ "Лесная", относились к старому сухостою и располагались за пределами охранной зоны воздушной линии (5 метров и 5,5 метра соответственно).
ОАО "Энергия" выполнило работы по восстановлению высоковольтной линии (стоимость работ составила 40 205 рублей 35 копеек) и 03.04.2015 направило Учреждению претензию, в которой просило возместить убытки, причиненные в результате падения сухостойных деревьев на высоковольтную линию.
Учреждение 23.04.2015 направило Обществу ответ, в котором отказалось возместить убытки, в связи с этим последнее обратилось с настоящим иском в суд.
Руководствуясь статьями 15, 210, 1064 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 в„– 160 (далее - Правила в„– 160), Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил иск. Суд исходил из доказанности факта причинения ущерба, вины Учреждения в причинении вреда, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил в„– 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 Правил в„– 160 расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством (пункт 22 Правил в„– 160).
В силу пункта 23 Правил в„– 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает четыре метра.
В пункте 24 Правил в„– 160 установлено, что рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил в„– 160, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков. Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 Правил в„– 160, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
На основании пункта 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 в„– 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Таким образом, сетевая организация, имеющая в собственности линейные объекты, вправе осуществлять вырубку сухостойных деревьев лишь в пределах охранной зоны линейных объектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно части 3 названной статьи правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 в„– 414, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесопатологический мониторинг, проведение которого в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, обеспечивается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 Кодекса).
Заявляя требование о взыскании убытков, истец в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица и вину причинителя вреда.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт натурного технического обследования участков леса, расположенных на землях обороны и безопасности, в котором было отражено состояние деревьев, повредивших линии электропередач; акт расследования причин аварий от 03.03.2015 в„– 5/1; заключение эксперта ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет"; акт сдачи приемки, акт технической готовности электромонтажных работ, ведомость монтажа воздушной линии электропередач от 02.02.2015; акт о приемке выполненных работ от 06.02.2015 в„– 1; локальный сметный расчет в„– 2066; справку о стоимости выполненных работ и затрат от 06.02.2015 в„– 1, суды признали доказанным факт повреждения высоковольтной линии в результате падения расположенных за пределами охранной зоны воздушной линии сухостойных деревьев, о наличии которых Учреждение располагало информацией, но не предприняло соответствующих мер по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит доказательствам по делу и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск ОАО "Энергия" и взыскали в его пользу с Учреждения убытки в сумме 40 205 рублей 35 копеек.
Доводы заявителя жалобы о том, что Общество как сетевая организация обязано было поддерживать трассу линии электропередачи в надлежащем состоянии, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.12.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу в„– А38-4302/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------