Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.09.2016 N Ф01-3006/2016 по делу N А29-10546/2015
Требование: О взыскании за счет казны субъекта РФ убытков, понесенных в результате предоставления жилого помещения.
Обстоятельства: Администрация муниципального образования понесла убытки в виде расходов на обеспечение жилым помещением гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязательство по обеспечению жилыми помещениями лиц данной категории относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу в„– А29-10546/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Республики Коми и Министерства труда, занятости и
социальной защиты Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016,
принятое судьей Юркиной Л.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016,
принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
по делу в„– А29-10546/2015
по иску администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
(ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)
к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми
(ИНН: 1101481969, ОГРН: 1021100524213) и
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
(ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302)
о взыскании убытков,
третьи лица - Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар",
и

установил:

администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (далее - Минфин РК) и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Минтруд РК) о взыскании убытков в размере 1 925 467 рублей 50 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет) и Департамент финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016 иск удовлетворен, убытки взысканы с Республики Коми в лице Минтруда РК за счет казны Республики Коми.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Минфин РК и Минтруд РК не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители жалобы считают, что суды неправильно применили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей, истец не доказал наличие необходимых элементов для применения ответственности в виде возмещения убытков; взыскание убытков с Республики Коми в лице Минтруда РК является неправомерным.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 02 и 03.08.2016; рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 05.09.2016; затем был объявлен перерыв до 12.09.2016.
Определением от 05.09.2016 в составе суда произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Новикова Ю.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрение дела начато заново.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу в„– 2-555/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Морозову В.М., 1988 года рождения, как гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью 33 квадратных метра.
На основании заявления Морозова В.М. от 15.11.2011 постановлением руководителя Администрации муниципального района "Сысольский" от 08.12.2011 данное лицо включено в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Полагая, что финансовое обеспечение исполнения обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения Морозову В.М. возложено на республиканский бюджет, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11, статьей 12, пунктами 1, 2 статьи 15, пунктом 3 статьи 125, статьями 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.1, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктами 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.10.2002 в„– 258-О, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил исковое требование. Суд исходил из того, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 в„– 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон в„– 159-ФЗ) установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 в„– 412, предоставление иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию (в редакции, действующей с 23.12.2015, - Министерством труда и социальной защиты Республики Коми; с 01.01.2016 - Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми) на основании соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключенных между Агентством и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и кассового плана, предусмотренных Агентству сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Из пункта 1 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 в„– 519, следует, что Минтруд РК является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) в том числе социального обслуживания, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения.
Согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2016 год (приложение 3 к Закону Республики Коми от 25.11.2015 в„– 103-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов") Минтруду РК предусмотрены бюджетные ассигнования в виде иных межбюджетных трансфертов на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в размере 91 500,0 тысячи рублей.
Агентство Республики Коми по социальному развитию и Администрация 17.03.2014 заключили соглашение в„– 1780/1 о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - МОГО "Сыктывкар") иного межбюджетного трансферта на исполнение судебных решений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что бюджету МОГО "Сыктывкар" из республиканского бюджета не были выделены денежные средства в размере, достаточном для исполнения всех судебных решений о предоставлении льготной категории граждан жилых помещений, в том числе решения Сысольского районного суда Республики Коми от 23.10.2012 по делу в„– 2-555/2012 о предоставлении жилого помещения Морозову В.М.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Администрация вправе требовать возмещения убытков в виде расходов, необходимых для восстановления нарушенного права Морозова В.М.
Расчет рыночной стоимости жилого помещения, предоставляемого Морозову В.М., произведенный на основании сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, судами проверен, признан правильным и ответчиками не оспорен.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Довод заявителей жалобы о неправомерном взыскании убытков с Республики Коми в лице Минтруда РК подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Республика Коми. Минтруд РК был привлечен к участию в деле, поэтому процедура замены процессуального положения органа, уполномоченного представлять интересы публично-правового образования, в данном случае не требуется.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.02.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по делу в„– А29-10546/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------