Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.09.2016 N Ф01-3663/2016 по делу N А43-20809/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, установив, что при расчете его размера налогоплательщик неправомерно применил пониженную ставку, установленную для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку земельные участки не заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а следовательно, налогоплательщик применил при исчислении земельного налога пониженную ставку в размере 0,3 процента неправомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу в„– А43-20809/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Дубцовой О.Н. (доверенность от 08.09.2016),
Медведева М.А. (доверенность от 17.06.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.02.2016,
принятое судьей Назаровой Е.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу в„– А43-20809/2015
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании недействительным решения от 26.02.2015 в„– 188 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 5 по Нижегородской области
и

установил:

публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 5 по Нижегородской области (далее - Инспекция; налоговый орган) от 26.02.2015 в„– 188 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.02.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 71, 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", абзац 2 подпункта 2 пункта 2 решения Думы города Балахны от 09.11.2007 в„– 157 "Об установлении земельного налога" и абзац 2 подпункта 1 пункта 1 решения поселкового Совета муниципального образования "рабочий поселок Гидроторф" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, применение льготной ставки по земельному налогу в отношении спорных земельных участков является правомерным, поскольку на данных земельных участках расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, функционирование которых направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов; вид деятельности Общества, а также вид разрешенного использования земельных участков в данном случае значения не имеют.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обособленным подразделением Нижегородской ГРЭС Нижегородским филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания в„– 6", являющегося правопредшественником ПАО "Т Плюс", уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составила акт от 24.10.2014 в„– 1561.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество неправомерно при исчислении земельного налога применило пониженную ставку в размере 0,3 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:16:0030601:62, 52:16:0030601:16, 52:16:0030601:25, 52:16:0030601:28, 52:16:0030601:29, 52:16:0030601:30.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 26.02.2015 в„– 188 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 3 885 410 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.05.2015 в„– 09-12/10472@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь 56, 387, 388, 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии у Общества права на применение пониженной ставки земельного налога, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В силу абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Думы города Балахны Балахнинского района от 09.11.2007 в„– 157 "Об установлении земельного налога", в абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 установлена ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Кодексе и иных нормативных правовых актах законодательства не определено.
При этом понятие "жилищный фонд" раскрыто в части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, с учетом статьи 11 Кодекса для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 52:16:0030601:62, 52:16:0030601:16, 52:16:0030601:25, 52:16:0030601:28, 52:16:0030601:29, 52:16:0030601:30, в отношении которых в 2012 году являлось плательщиком земельного налога.
Посчитав, что указанные земельные участки относятся к землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, Общество при исчислении земельного налога применило налоговую ставку в размере 0,3 процента.
Вместе с тем, исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, спорные земельные участки используются для размещения объектов топливно-энергетических предприятий и имеют вид разрешенного использования "для эксплуатации объектов энергетики" (52:16:0030601:62, 52:16:0030601:25, 52:16:0030601:28, 52:16:0030601:29, 52:16:0030601:30) и "для производственных нужд" (52:16:0030601:16). На земельном участке с кадастровым номером 52:16:0030601:25 расположено здание газораспределительного пункта и здание фильтров, на земельных участках 52:16:0030601:28, 52:16:0030601:29, 52:16:0030601:30 расположены эстакады от главного корпуса 2-й очереди до масло-мазутного хозяйства. На земельном участке с кадастровым номером 52:16:0030601:62 расположены здание водогрейной котельной, котельная в„– 4 с бункерной и дымонасосной, главный корпус котельной в„– 5, здание противопожарной насосной станции, циркуляционная насосная станция, газопроводы, трубопроводы и ряд других объектов, образующих в целом производственно-технологический комплекс "Нижегородская ГРЭС". Земельный участок с кадастровым номером 52:16:0030601:16 используется для эксплуатации масло-мазутного хозяйства (ММХ), являющегося частью Нижегородской ГРЭС, на нем размещены мазутонасосная станция, сети канализации загрязненных стоков на ММХ, сети промливневой канализации на ММХ, металлические резервуары, а также наружные трубопроводы - наружные сети пенотушения на ММХ и сети противопожарного водопровода на ММХ. Основным видом деятельности Общества является производство электроэнергии тепловыми электростанциями. Оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью Общества не является.
На основании изложенного суды пришли к выводам о том, что на спорных земельных участках не расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и что Общество при исчислении земельного налога за 2012 год неправомерно применило налоговую ставку в размере 0,3 процента.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и признаны несостоятельными.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу в„– А43-20809/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Т Плюс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------