Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.09.2016 N Ф01-3903/2016 по делу N А82-18441/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения обществом требований действующего законодательства в области промышленной безопасности подтвержден; основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, процессуальных нарушений не допущено; размер штрафа уменьшен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. по делу в„– А82-18441/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Лакокрасочные материалы"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2016,
принятое судьей Ловыгиной Н.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу в„– А82-18441/2015
по заявлению акционерного общества "Лакокрасочные материалы"
(ИНН: 7616005922, ОГРН: 1027601066228)
о признании незаконными и об отмене постановления о привлечении
к административной ответственности и представления Центрального управления
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
и

установил:

акционерное общество "Лакокрасочные материалы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 29.12.2015 в„– 4.2-Пс/0736-4703пл-2015 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 29.12.2015 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд решением от 01.04.2016 изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания, уменьшив размер штрафа до 100 000 рублей, и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Общество частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Управление допустило существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, не известив законного представителя Общества о дате, времени и месте составлении протокола. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенное наказание должно быть заменено на предупреждение. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление с 14 по 25.12 2015 провело плановую выездную проверку Общества с целью осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: площадки малотоннажного опытно-промышленного производства краски и эмалей, рег. в„– А18-02688-0001; участка жидкого сырья, рег. в„– А18-02688/0002, а также с целью мониторинга состояния антитеррористической защищенности опасных производственных объектов.
В ходе проверки установлен ряд нарушений требований действующего законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.12.2015 в„– 4.2-4703пл-А/0757-2015.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Управление составило протокол от 25.12.2015 в„– 4.2-Пр/0736-4703пл-2015 и приняло постановление от 29.12.2015 4.2-Пс/0736-4703пл-2015 о назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Обществу выдано представление от 29.12.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно представлению Общество обязано принять меры к устранению нарушений и представить информацию в Управление.
Общество не согласилось с постановлением и представлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.9, 4.1, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, статьями 3, 4, 9 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон в„– 116-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения (за исключением нарушения, выраженного в осуществлении деятельности без лицензии), не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по дел об административном правонарушении. В то же время суд счел возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства в области промышленной безопасности (за исключением нарушения, выраженного в осуществлении деятельности без лицензии) судами установлен, подтвержден материалами дела и Обществом не отрицается.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суды, не установив оснований для признания незаконным постановления, обоснованно признали законным и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Довод заявителя о нарушение Управлением порядка привлечения к административной ответственности отклоняется в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случае, если лицо в установленном порядке было извещено о времени и месте составления протокола, но не явилось в установленный срок.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что законный представитель Общества был надлежащим образом извещен о составлении протокола 25.12.2015 в 9 часов. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.12.2015 получено Обществом 17.12.2015, что подтверждает соответствующая отметка на уведомлении, заверенная печатью Общества.
КоАП РФ не содержит положений о необходимости вручения уведомления о времени и месте составления протокола лично законному представителю юридического лица.
При таких обстоятельствах довод Общества о том, что Управление не обеспечило процессуальные гарантии защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, несостоятелен.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд обоснованно учел характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, его имущественное и финансовое положение и снизил размер штрафа до 100 000 рублей, что составляет половину минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Правовых оснований для замены вида административного наказания у суда кассационной инстанции не имеется с учетом предоставленных полномочий (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.04.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А82-18441/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Лакокрасочные материалы" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Лакокрасочные материалы" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01.08.2016 в„– 18.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------