Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2016 N Ф01-965/2016 по делу N А39-1092/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и об обязании выдать такие разрешения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что рекламные конструкции не соответствуют внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что в случае установки рекламных конструкций внешний архитектурный облик сложившейся застройки нарушен не будет.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Мордовия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу в„– А39-1092/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Пиксаевой Е.В. (доверенность от 08.04.2016),
от заинтересованного лица: Киреевой Н.В. (доверенность от 27.08.2015 в„– 87-д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Саранск
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.10.2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А.,
по делу в„– А39-1092/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловой союз"
о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку
рекламных конструкций администрации городского округа Саранск
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Деловой союз" (далее - ООО "Деловой союз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа Саранск (далее - Администрация; орган местного самоуправления) о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресу: город Саранск, улица Ботевградская, 80, выраженного в письме от 01.12.2014 в„– 8012-исх, в части отказа ООО "Деловой союз" в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренных проектной документацией с в„– 57-1-2014 по в„– 57-14-2014, а также проектной документацией в„– 57-16-2014, и об обязании выдать ООО "Деловой союз" разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанному адресу.
Суд решением от 28.10.2015 удовлетворил заявленные требования.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 апелляционная жалоба возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении срока на ее обжалование.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций соответствует Федеральным законам от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) и Правилам установки и эксплуатации рекламных конструкций, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 29.03.2007 в„– 339 (далее - Правила в„– 339). Орган местного самоуправления полагает, что спорными рекламными конструкциями будет нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Саранск. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании возразил относительно доводов заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, здание (назначение: нежилое, 3-этажное, общая площадь 9939,3 квадратного метра, кадастровый (или условный) номер: 13:23:0902172:63, адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, город Саранск, улица Ботевградская, дом 80, принадлежит на праве собственности ООО "Деловой союз", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.09.2013 в„– 13 ГА 795425.
ООО "Деловой союз" обратилось к главе Администрации с заявлениями от 14.11.2014 (и приложенными к ним требуемыми документами) о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию 18 рекламных конструкций по адресу: город Саранск, улица Ботевградская, 80, согласно проекту.
Письмом от 01.12.2014 в„– 8012-исх Администрация отказала ООО "Деловой союз" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по названному адресу со ссылкой на Концепцию размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск и Закон о рекламе и указала, что данные рекламные конструкции не отвечают внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа Саранск.
Посчитав решение Администрации об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о рекламе, Федеральным законом в„– 131-ФЗ, Правилами в„– 339, статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд сделал вывод о том, что Администрация не доказала, что спорными рекламными конструкциями будет нарушен внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Саранск и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа в соответствии с Законом о рекламе относится к вопросам местного значения городского округа (статья 6, пункт 26.1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ).
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 29.03.2007 утверждены Правила в„– 339, которыми установлены требования к размещению (установке, эксплуатации и демонтажу) рекламных конструкций на территории городского округа Саранск и определен порядок предоставления органами местного самоуправления городского округа Саранск, муниципальными организациями имущества для целей установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Пунктом 3 Правил в„– 339 установлено, что реализация единой городской политики в области наружной рекламы, художественного оформления города, градостроительное и архитектурно-художественное руководство размещением средств наружной рекламы, формирование единого городского рекламно-информационного пространства обеспечивает администрация городского округа Саранск.
Полномочия, предусмотренные частями 9 - 10, 12 - 15, 17, 18, пунктами 3, 4 части 20, частью 22 статьи 19 Закона о рекламе, осуществляет администрация городского округа Саранск в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается администрацией городского округа Саранск по форме согласно приложению к настоящим Правилам (пункт 10 Правил в„– 339).
В части 15 статьи 19 Закона о рекламе содержится перечень оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Одним из таких оснований является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 12 Правил в„– 339 размещение рекламных конструкций должно обеспечивать возможность содержания и уборки прилегающих территорий, а также соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.
В целях формирования целостного архитектурно-художественного облика городского округа Саранск и упорядочения размещения рекламных конструкций решением Совета депутатов городского округа Саранск от 30.08.2013 в„– 239 утверждена Концепция размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск согласно приложению (далее - Концепция).
В силу пункта 8 Концепции основными направлениями развития наружной рекламы на территории городского округа Саранск являются повышение качественного уровня рекламных конструкций; формирование единства визуального восприятия рекламного пространства городского округа Саранск посредством размещения рекламных конструкций единого стилевого решения на одном здании, сооружении или улице; системное и сбалансированное развитие наружной рекламы, предусматривающее концептуальный подход к размещению наружной рекламы.
Согласно пункту 9.1.1 Концепции внешний вид рекламных конструкций должен отвечать современным требованиям городского дизайна, не нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Саранск. При этом при установке рекламных конструкций учитывается художественное восприятие, их размещение на определенном градостроительном фоне, панорама местности, архитектурные решения имеющихся и запланированных строений и сооружений, масштаб, высотные параметры.
Из материалов дела следует, что спорные рекламные конструкции предполагались к размещению по адресу: город Саранск, улица Ботевградская, 80.
Оспариваемое решение Администрация обосновывает тем, что в результате размещения рекламных конструкций произойдет нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение эксперта от 03.09.2015, суд пришел к выводу, что установка спорных рекламных конструкций не будет нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа Саранск, и правомерно удовлетворил заявленные требования Общества.
Доказательств обратного, вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрация в материалы дела не представила.
Ссылка органа местного самоуправления на ненадлежащий вид проведенной экспертизы несостоятельна, так как Администрация сама заявляла суду ходатайство о назначении по настоящему спору искусствоведческой экспертизы (том 2, листы дела 227 и 229).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Республики Мордовия правильно применил нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.10.2015 по делу в„– А39-1092/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА


------------------------------------------------------------------