Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2016 N Ф01-1000/2016 по делу N А79-4148/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" действия организатора конкурса по установлению участнику, обеспечившему проведение мониторинга движения автобусов посредством использования региональной информационно-навигационной системы, более высокого балла по сравнению с участниками, обеспечившими контроль через иных операторов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку начисление организатором конкурса более высокого балла участнику как инструмент поддержки подведомственного ему хозяйствующего субъекта создает дискриминационные условия для иных операторов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу в„– А79-4148/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
при участии представителей
от заявителя: Харитоновой Г.В. (доверенность от 24.02.2016 в„– 67),
от третьего лица - акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр по Чувашской Республике":
Александровой Н.Н. (доверенность от 01.03.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.10.2015,
принятое судьей Каргиной Н.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н.,
по делу в„– А79-4148/2015
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Чувашской Республике", общество с ограниченной ответственностью "ДИНАС", общество с ограниченной ответственностью "РОНАС", общество с ограниченной ответственностью "Скай Телеком",
и

установил:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление; антимонопольный орган) от 20.02.2015 по делу в„– 07-Т-2015.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Чувашской Республике" (далее - АО "РНИЦ по Чувашской Республике"), общество с ограниченной ответственностью "ДИНАС" (далее - ООО "ДИНАС"), общество с ограниченной ответственностью "РОНАС" (далее - ООО "РОНАС"), общество с ограниченной ответственностью "Скай Телеком" (далее - ООО "Скай Телеком").
Суд решением от 01.10.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 решение оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS является обязательным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров, при этом дополнительные баллы начислялись за обеспечение мониторинга не какой-либо организацией, а Региональной информационно-навигационной системой Чувашской Республики (далее - РНИС), созданной для обеспечения единого навигационно-информационного пространства на территории Чувашской Республики - Чувашии; АО "РНИЦ по Чувашской Республике" стало оператором РНИС по результатам открытого конкурса, а ООО "ДИНАС", ООО "РОНАС" и ООО "Скай Телеком" не подавали заявки на участие в данном конкурсе; в действиях Министерства отсутствует вменяемое нарушение антимонопольного законодательства; Управление неправомерно рассмотрело жалобу в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы.
Представитель АО "РНИЦ по Чувашской Республике" в судебном заседании согласился с доводами жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом от 26.01.2015 в„– 02-03/4 Министерство приняло решение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа.
Приказом Министерства от 09.02.2015 в„– 02-03/12 внесены изменения в приказ от 26.01.2015 в„– 02-03/4, в соответствии с которыми в критерии оценки введен новый подпункт 11.7 следующего содержания: "Организация контроля за работой заявленных на конкурс автобусов с использованием средств навигации: при обеспечении мониторинга движения автобусов без обмена информацией с РНИС; при обеспечении межсерверного обмена мониторинговой информацией о движении автобусов с РНИС; обеспечение мониторинга движения автобусов посредством РНИС".
При этом в подпункте 11.7 предусмотрено начисление дополнительных баллов участникам конкурса за обеспечение мониторинга движения автобусов при обеспечении межсерверного обмена мониторинговой информацией о движении автобусов с РНИС и обеспечение мониторинга движения автобусов посредством РНИС.
В приложении в„– 5 к конкурсной документации примечание изложено в следующей редакции: "оснащение автобусов аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, наличие договора с РНИС подтверждается приложением копий соответствующих документов".
В Управление 11.02.2015 поступила жалоба ООО "ДИНАС", ООО "РОНАС", ООО "Скай Телеком" на действия организатора конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по межмуниципальным (пригородным и междугородным) маршрутам, объявленного приказом Министерства от 26.01.2015 в„– 02-03/4.
Согласно заявлению указанных лиц действия по установлению более высокого балла участнику конкурса, обеспечившему проведение мониторинга движения автобусов посредством РНИС по сравнению с участниками, обеспечивающими контроль через локальных операторов, создают необоснованные преимущества для АО "РНИЦ по Чувашской Республике", понуждают участников конкурса к заключению договора с конкретной организацией для получения наивысшего балла, вытесняя тем самым остальных операторов с рынка.
По результатам рассмотрения возбужденного на основании данной жалобы дела в„– 07-Т-2015 Управление приняло решение от 20.02.2015, согласно которому жалоба ООО "ДИНАС", ООО "РОНАС", ООО "Скай Телеком" признана обоснованной; действия Министерства - нарушающими части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.
Кроме того, Министерству выдано предписание от 20.02.2015, в котором ему предложено в срок до 20.03.2015 устранить нарушение части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, объявленного в соответствии с приказом Министерства от 26.01.2015 в„– 02-03/4 с изменениями от 09.02.2015 в„– 02-03/12, путем внесения изменения в конкурсную документацию, исключив критерий оценки заявок (пункт 11.7 приложения 1) и примечание к приложению в„– 5, и продления срока подачи заявок не менее чем на 20 дней с момента внесения изменений в конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Министерство посчитало указанные ненормативные акты антимонопольного органа не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 17 статьи 4, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 17, статьями 18.1, 23, 50 Закона о защите конкуренции, пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из правомерности принятых антимонопольным органом решения и предписания.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Управление в оспоренном решении пришло к выводу о том, что действия Министерства по установлению разных баллов при оценке заявок, при которых начисление баллов поставлено в зависимость от наличия договора с АО "РНИЦ по Чувашской Республике" и обеспечения мониторинга посредством РНИС, по установлению более высокого балла участнику конкурса, обеспечивающему мониторинг движения автобусов непосредственно через РНИС, чем при обеспечении межсерверного обмена мониторинговой информацией о движении автобусов с РНИС, являются нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суды, проанализировав нормы Федерального закона от 14.02.2009 в„– 22-ФЗ "О навигационной деятельности", Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 в„– 280, постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 в„– 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2007 в„– 638, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.04.2013 в„– 166 "О региональной информационно-навигационной системе Чувашской Республики", пришли к правомерному выводу о том, что оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS является обязательным требованием при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров.
Суды установили, что ООО "ДИНАС", ООО "РОНАС", ООО "Скай Телеком" включены в Реестр операторов навигационных информационных систем Российской Федерации, имеют необходимое оборудование с криптографической защитой мониторинговой информации, осуществляют передачу указанной информации в АЦКН Ространснадзора Российской Федерации.
На основании договоров данные организации предоставляют услуги по информированию пользователей о местоположении и состоянии транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Таким образом, суды установили, что в Чувашской Республики действует несколько операторов, которые предоставляют услуги по информированию пользователей о местоположении и состоянии транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и могли бы обеспечить соответствующей информацией заказчика.
Установление оценки критерия, предоставляющего больший балл участнику, обеспечивающему обеспечение мониторинга движения автобусов посредством РНИС (пункт 11.7 информационной карты), а также требование о приложении копии договора с РНИС (приложение в„– 5 к конкурсной документации) понуждают перевозчиков к заключению в приоритетном порядке договоров с АО "РНИЦ по Чувашской Республике" и ограничивают для перевозчиков выбор хозяйствующих субъектов (операторов), которые предоставляют услуги по информированию пользователей о местоположении и состоянии транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, что противоречит антимонопольному законодательству, поскольку приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Так, перевозчики поставлены в заведомо неравные условия; преимущество получает перевозчик, заключивший договор с АО "РНИЦ по Чувашской Республике", а иные перевозчики, заключившие договоры с иными операторами навигационных информационных систем, поставлены в неравное положение по сравнению с первыми.
Кроме того, указанный критерий оценки установления более высокого балла участнику, обеспечивающему мониторинг движения автобусов посредством РНИС, и требование приложить копию договора с РНИС также ограничивают конкуренцию на рынке оказания услуг по информированию пользователей о местоположении и состоянии транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В частности, установлено, что на данном рынке Чувашской Республики действует несколько операторов, которые также могли бы обеспечить соответствующей информацией заказчика, тогда как установление указанного в пункте 11.7 критерия оценки и примечание к приложению в„– 5 создает для АО "РНИЦ по Чувашской Республике" преимущественные условия деятельности на определенном рынке по сравнению с иными операторами, то есть указывает на признаки ограничения конкуренции.
АО "РНИЦ по Чувашской Республике" создано с участием Чувашской Республики, поэтому использование заказчиком более высокого балла участнику как инструмента поддержки подведомственного хозяйствующего субъекта создает дискриминационные условия деятельности для иных операторов навигационных информационных систем.
Довод заявителя о нарушении антимонопольным органом порядка рассмотрения жалобы ООО "ДИНАС", ООО "РОНАС", ООО "Скай Телеком" был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку. Суды пришли к выводу о том, что антимонопольный орган правомерно рассмотрел жалобу, поскольку конкурсной документацией затрагиваются права или законные интересы указанных лиц как организаций, предоставляющих услуги по информированию пользователей о местоположении и состоянии транспортных средств с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Остальные доводы жалобы, по сути, повторяющие доводы, заявленные в предыдущих судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем у суда округа отсутствуют основания для иной оценки.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.10.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А79-4148/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА


------------------------------------------------------------------