Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-2116/2016 по делу N А43-20331/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации района по демонтажу и перемещению нестационарного торгового объекта и об обязании районной администрации устранить допущенные ею нарушения.
Обстоятельства: Администрация выявила, что нестационарный торговый объект был возведен самовольно и что его владельцы не приняли мер к его добровольной ликвидации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку администрация совершила спорные действия в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 N 3113.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу в„– А43-20331/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Козаковой О.В. (доверенность от 21.07.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Плотниковой Ольги Викторовны
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016,
принятое судьями Смирновой И.Ю., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А43-20331/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Плотниковой Ольги Викторовны
(ИНН: 525702422792, ОГРНИП: 308525704600025)
к администрации Приокского района города Нижнего Новгорода
(ИНН: 5261015321, ОГРН: 1025203577354)
о признании незаконными действий и об обязании устранить допущенные нарушения
и

установил:

индивидуальный предприниматель Плотникова Ольга Викторовна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Приокского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) по демонтажу и перемещению нестационарного торгового объекта - прилавка с кегами по реализации кваса, установленного по адресу: Нижний Новгород, площадь Маршала Жукова, нижний вход в рынок "Приокский", и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения: не препятствовать Предпринимателю осуществлению розничной торговли с использованием нестационарного торгового объекта - прилавка с кегами по реализации кваса по адресу: Нижний Новгород, площадь Маршала Жукова, нижний вход в рынок "Приокский".
Суд решением от 25.12.2015 отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.03.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не применили Федеральный закон от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон в„– 294-ФЗ). Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве не согласилась с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.08.2015 Предприниматель осуществляет деятельность в том числе по розничной торговле безалкогольными напитками (кваса).
Администрация провела открытый аукцион на право заключения договора о размещении нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2013 - 2017 годы.
Согласно протоколу открытого аукциона от 31.03.2015 Предприниматель принимал участие в указанном аукционе и был объявлен победителем по лотам в„– 17 (размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Нижний Новгород, улица Прыгунова, у дома в„– 7), в„– 96 (размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Нижний Новгород, улица Веденяпина, у дома в„– 1, за магазином "Дом обуви"), в„– 97 (размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Нижний Новгород, проспект Октября, у дома в„– 12), в„– 105 (размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Нижний Новгород, проспект Бусыгина, у дома в„– 46).
Победителем аукциона по лоту в„– 56 (размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Нижний Новгород, площадь Маршала Жукова, нижний вход в рынок "Приокский", около аптеки) признана индивидуальный предприниматель Андриянова Н.Г.
В связи с обращением победителя аукциона по лоту в„– 56 в Департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации о невозможности размещения его нестационарного торгового объекта по указанному адресу сотрудники Администрации при обследовании территории района выявили незаконно установленный стационарный объект - прилавок по реализации кваса на площади Маршала Жукова (нижний вход в рынок "Приокский", около аптеки).
Должностные лица Администрации совместно с инспектором ОИАЗ ОП в„– 6 УМВД РФ по городу Нижнему Новгороду и директором муниципального казенного учреждения "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "УМС") 07.07.2015 осуществили демонтаж прилавка с кегами по реализации кваса, установленного на площади Маршала Жукова, нижний вход в рынок (около аптеки), и передали его на ответственное хранение МКУ "УМС" (акт демонтажа и (или) перемещения и передачи на ответственное хранение самовольного объекта от 07.07.2015 в„– 33).
Посчитав оспариваемые действия Администрации незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 2, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктом 22 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 в„– 91 (далее - Устав Нижнего Новгорода), административным регламентом администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов", утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 в„– 3113 (далее - Административный регламент), постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2011 в„– 4345 "Об утверждении административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта территории города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление в„– 4345), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Предпринимателя, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 22 части 7 статьи 43 Устава Нижнего Новгорода к полномочиям Администрации относится утверждение и реализация долгосрочных программ развития торговли, формирование схем размещения нестационарных торговых объектов, осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности.
В пункте 1.4 Административного регламента установлен порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику или включения в состав муниципальной казны и утилизации самовольно установленных и (или) незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг общественного питания и бытовых услуг (далее - самовольный объект), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, представленных администрации правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
На основании пункта 1.2.1 Административного регламента муниципальная функция исполняется департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации, департаментом общественных отношений и информации администрации, Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации, территориальными органами Администрации - администрациями районов города Нижнего Новгорода, управлением административно-технического контроля администрации, МКУ "УМС".
В силу пункта 3.1 Административного регламента исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры: выявление самовольного объекта и действия, направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником самовольного объекта; демонтаж, перемещение, хранение и возврат собственнику самовольного объекта; учет самовольных объектов.
Блок-схема исполнения муниципальной функции приведена в приложении в„– 1 к Административному регламенту.
Таким образом, Административным регламентом предусмотрена последовательность действий при осуществлении муниципальной функции, в число которых входит выявление предполагаемого самовольного объекта (далее - процедура выявления).
Согласно пунктам 3.2.3.1 - 3.2.3.5.3 Административного регламента внеплановая процедура выявления проводится на основании в том числе обращения от отраслевых (функциональных) структурных подразделений и территориальных органов Администрации.
Внеплановая процедура выявления организуется и проводится рабочей группой, созданной МКУ "УМС".
Директор МКУ "УМС" в течение пяти рабочих дней с момента поступления информации, являющейся основанием для проведения внеплановой процедуры выявления: Организует утверждение своим приказом состава рабочей группы. В состав рабочей группы включаются: председатель рабочей группы, секретарь рабочей группы - сотрудник МКУ "УМС" и по согласованию - должностное лицо УАТК. Назначает место проведения внеплановой процедуры выявления, время и дату, которая составляет не более 3 рабочих дней с даты поступления обращения либо заявления. Дает письменное поручение сотрудникам МКУ "УМС" о проведении внеплановой процедуры выявления. Организует направление в адрес начальника УАТК (за пять рабочих дней до процедуры выявления) в письменном виде информации об основании, времени, дате и месте ее проведения.
Начальник УАТК в течение двух рабочих дней со дня получения информации от директора МКУ "УМС" дает письменное поручение сотруднику УАТК об участии в процедуре выявления.
Рабочая группа проводит процедуру выявления в день и время, указанные в письменном поручении директора МКУ "УМС".
В случае и на месте выявления предполагаемого самовольного объекта: Председатель и члены рабочей группы осуществляют оценку наличия данного места в утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и наличия правовых оснований размещения выявленного объекта. Секретарь рабочей группы составляет акт выявления предполагаемого самовольного объекта на территории города по форме приложения в„– 2 к Административному регламенту, к которому прилагает схему размещения предполагаемого самовольного объекта на картографической подоснове с привязкой к стационарным зданиям (сооружениям) (далее - Схема размещения) и фотографии, подтверждающие наличие предполагаемого самовольного объекта. Председатель и члены рабочей группы подтверждают своей подписью на бланке акта факт выявления предполагаемого самовольного объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что рабочая группа МКУ "УМС" 08.06.2015 провела внеплановую процедуру выявления предполагаемых самовольных нестационарных торговых объектов, результаты которой МКУ "УМС" направило в Администрацию для принятия дальнейших мер в соответствии с Административным регламентом.
На основании поступившей от МКУ "УМС" информации о результатах внеплановой процедуры, выявившей самовольный объект и распоряжения главы Администрации от 18.03.2014 в„– 213-р "О создании рабочей группы по проведению плановых процедур выявления предполагаемых самовольных объектов на территории Приокского района" организована рабочая группа, которая 16.06.2015 провела осмотр территории Приокского района города Нижнего Новгорода и выявила самовольные нестационарные объекты, в том числе прилавок с кегами по реализации кваса, установленный на площади Маршала Жукова, нижний вход в рынок (около аптеки). Информация была размещена в официальном источнике "День города. Нижний Новгород" от 18.06.2015 выпуск 46 (991) и на сайте Администрации. В информации содержалось указание для владельцев самовольных нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Приокского района города Нижнего Новгорода, на необходимость добровольно своими силами и за свой счет в срок 10 календарных дней со дня опубликования уведомления вывезти объекты и выполнить благоустройство территории.
Уведомление от 16.06.2015 в„– 12 с предложением осуществить добровольный демонтаж незаконно установленного нестационарного объекта было размещено на самом объекте, что подтверждено материалами дела, и 16.06.2015 получено нарочно продавцом Комиссаровой.
Рабочая группа 29.06.2015 при проведении повторного осмотра самовольных нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Приокского района города Нижнего Новгорода, выявила факт непринятия владельцами мер по добровольной ликвидации этих объектов.
На основании протокола заседания рабочей группы от 29.06.2015 заместитель главы Администрации издал распоряжение от 01.07.2015 в„– 567-р о демонтаже и перемещении самовольного незаконного объекта, включая находящееся в нем имущество, на временное место хранения - штрафную стоянку МКУ "УМС", расположенную по адресу: Нижний Новгород, улица Бурнаковская, дом 8. Указанное распоряжение размещено на сайте Администрации и в официальном источнике "День города. Нижний Новгород" от 03.07.2015 выпуск 51 (996).
Извещение об осуществленном демонтаже спорного объекта размещено на сайте Администрации и в официальном источнике "День города. Нижний Новгород" от 10.07.2015 выпуск 53 (998).
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что действия Администрации по демонтажу незаконно установленного Предпринимателем нестационарного объекта совершены в соответствии с требованиями, предусмотренными Административным регламентом.
Суд округа отклонил довод заявителя жалобы о неприменении судами Федерального закона в„– 294-ФЗ, поскольку, как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, в данном случае действия Администрации по демонтажу нестационарного торгового объекта были произведены не в рамках муниципального контроля, а в рамках выполнения муниципальной функции по освобождению территории города Нижнего Новгорода от таких самовольных объектов.
В силу пункта 1.8 постановления Администрации от 07.07.2014 в„– 2505 "О порядке выявления, демонтажа и перемещения самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Нижнего Новгорода и внесении изменений в постановление от 31.07.2012 в„– 3113" выявление, демонтаж, перемещение и хранение самовольных (незаконных) нестационарных торговых объектов осуществляется с особенностями, установленными постановлением Администрации от 31.07.2012 в„– 3113 "Об утверждении административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов", из чего следует, что выявление, демонтаж, перемещение и хранение самовольных (незаконных) нестационарных торговых объектов в отличие от иных движимых объектов должно осуществляться по нормам названного постановления и утвержденного им Административного регламента. На основании изложенного суд округа отклоняет довод Предпринимателя о том, что оспариваемые действия Администрации должны были быть проведены в порядке, установленном постановлением Администрации от 07.07.2014 в„– 2505 "О порядке выявления, демонтажа и перемещения самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Нижнего Новгорода и внесении изменений в постановление от 31.07.2012 в„– 3113".
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о законности размещения Предпринимателем нестационарного торгового объекта, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на Предпринимателя. Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 15.04.2016 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.12.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 по делу в„– А43-20331/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Плотниковой Ольги Викторовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Плотниковой Ольге Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.04.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------