Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.06.2016 N Ф01-2177/2016 по делу N А29-7146/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации муниципального района, отказавшейся принять у общества подлежащие обязательному хранению документы, касающиеся личного состава общества.
Обстоятельства: Причиной отказа явилось отсутствие в архивном секторе необходимых площадей для хранения документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ администрации нарушает права граждан - работников общества и влечет невозможность завершения процедуры конкурсного производства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу в„– А29-7146/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального района "Княжпогостский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2015,
принятое судьей Галаевой Т.Н., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А29-7146/2015
по заявлению открытого акционерного общества
"Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство"
в лице конкурсного управляющего Британова Константина Геннадьевича
(ИНН: 1117005235, ОГРН: 1051101096441)
к администрации муниципального района "Княжпогостский"
(ИНН: 1117003968, ОГРН: 1021101067591)
о признании незаконными действий
и

установил:

открытое акционерное общество "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ОАО "Княжпогостское ЖКХ", Общество) в лице конкурсного управляющего Британова Константина Геннадьевича обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального района "Княжпогостский" (далее - Администрация), выразившихся в отказе в принятии от Общества документов по личному составу, подлежащих обязательному хранению, который изложен в письме от 29.04.2015 в„– 02-19/1580.
Суд решением от 03.12.2015 удовлетворил требование Общества, признал незаконным отказ муниципального органа в принятии документов по личному составу организации-банкрота, возложил на Администрацию обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять соответствующие документы.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.02.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а именно часть 10 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 в„– 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 125-ФЗ). Администрация отмечает, что ОАО "Княжпогостское ЖКХ" с момента начала процедуры ликвидации не заключало с архивным сектором Администрации договор о передаче архивных документов на хранение, который в данном случае является обязательным; архив не обязан принимать на хранение образующиеся в деятельности негосударственной организации документы. Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
ОАО "Княжпогостское ЖКХ" не представило отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.09.2013 по делу в„– А29-9523/2013 ОАО "Княжпогостское ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Британов Константин Геннадьевич.Конкурсный управляющий 23.03.2015 во исполнение требований пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2012 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон в„– 127-ФЗ) обратился к Администрации с заявлением о принятии документов организации-банкрота по личному составу, подлежащих обязательному хранению, на безвозмездной основе.
Администрация в письме от 29.04.2015 в„– 02-19/1580 сообщила об отказе в принятии на хранение данных документов со ссылкой на отсутствие площадей для их хранения.
Посчитав действия Администрации по отказу в принятии документов на хранение незаконными, Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 3, частью 10 статьи 23 Федерального закона в„– 125-ФЗ, частью 2 статьи 129 Федерального закона в„– 127-ФЗ, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права граждан - работников Общества, влечет за собой невозможность завершения процедуры конкурсного производства, в связи с чем суд признал указанный отказ незаконным и возложил на Администрацию обязанность принять спорные документы.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 129 Федерального закона в„– 127-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона в„– 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона.
В части 10 статьи 23 Федерального закона в„– 125-ФЗ предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Исходя из названной нормы, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций соответствующими государственными или муниципальными архивами.
На основании статьи 4 Федерального закона в„– 125-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Из материалов дела следует, что соответствующим муниципальным архивом в данном случае является архивный сектор Управления делами Администрации (по месту нахождения ликвидируемой организации).
Передача документов по личному составу при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, осуществляется с соблюдением установленного законом порядка. Данный порядок предполагает, что управомоченным на совершение данных действий субъектом является ликвидатор или конкурсный управляющий, который в целях передачи на архивное хранение обязан упорядочить архивные документы ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. При этом передача документов осуществляется на основании договора, заключаемого с соответствующим государственным или муниципальным архивом.
Суды установили, что, согласно письму Администрации от 21.10.2015 в„– 02-19/4380, в качестве препятствия к приему документов на хранение указывалось лишь отсутствие условий для обеспечения хранения документов.
Отсутствие в архивном секторе необходимых площадей не поименовано в законе в качестве достаточного основания для отказа в приеме документов по личному составу организации-банкрота. ОАО "Княжпогостское ЖКХ" не являлось источником комплектования государственного или муниципального архива (доказательств обратного в материалах дела не имеется) и осуществляло деятельность на территории муниципального района "Княжпогостский".
На основании изложенного у Администрации, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов по личному составу Общества.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований Общества и о возложении на Администрацию обязанности принять спорные документы на хранение.
Довод Администрации об отсутствии договора о передаче архивных документов на хранение был предметом рассмотрения судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд округа отклонил довод заявителя жалобы о нарушении судами норм материального права, как несостоятельный, основанный на неверном толковании данных норм.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу в„– А29-7146/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Княжпогостский" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------