Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.02.2016 N Ф01-6091/2015 по делу N А79-5232/2015
Требование: О признании не подлежащим исполнению акта, изданного органом, осуществляющим контрольные функции.
Обстоятельства: Общество утверждает, что по своим форме и содержанию оспариваемый акт не соответствует налоговому законодательству и что к нему не приложены документы, перечисленные в ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку акт, на который указывается в постановлении о возбуждении исполнительного производства, фактически является постановлением налогового органа о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу в„– А79-5232/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от Инспекции: Иванова А.С. (доверенность от 13.01.2016),
Солиной М.А. (доверенность от 13.01.2016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2015,
принятое судьей Кузьминой О.С., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу в„– А79-5232/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы"
(ИНН: 2130001337, ОГРН: 1062130004210)
о признании недействительным акта Инспекции Федеральной налоговой службы
по городу Чебоксары от 13.05.2015 в„– 5349
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" (далее - ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании не подлежащим исполнению акта, органа осуществляющего контрольные функции от 13.05.2015 в„– 5349.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 25.08.2015 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; не применили подлежавшие применению нормы материального права, а именно: статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 12, 13 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьи 5, 6 Федерального закона от 06.04.2011 в„– 63-ФЗ "Об электронной подписи"; указывает, что оспариваемый акт по форме и содержанию не соответствует требованиям налогового законодательства, к акту не приложены документы, перечисленные в статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, транспортного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, проверки правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумму налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2012 по 31.03.2014, по результатам которой составила акт в„– 13-12/197дсп.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 31.12.2014 в„– 13-12/244 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2012 год в виде штрафа в размере 10 000 рублей, статьей 123 Кодекса в виду штрафа в размере 10 000 рублей за неполное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, доначислен налог на прибыль организаций в сумме 2 999 940 рублей, налог на доходы физических лиц как налоговому агенту в сумме 966 059 рублей, начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 767 458 рублей 30 копеек, по налогу на доходы физических лиц, подлежащему перечислению налоговым агентом, в сумме 653 713 рублей 35 копеек.
Инспекция выставила Обществу требования от 31.03.2015 в„– 5387, от 01.04.2015 в„– 32259 об уплате сумм налогов, пеней, штрафов для добровольной уплаты в сроки - до 20.04.2015 и 21.04.2015.
Общество не погасило задолженность перед бюджетом в указанный срок, в связи с чем налоговым органом приняты решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств от 27.04.2015 в„– 9434 и от 28.04.2015 в„– 9767.
Инспекция направила инкассовые поручения в адрес общества с ограниченной ответственностью "Сталь Банк" на списание денежных средств с расчетного счета и приняла решения от 27.04.2015 и 28.04.2015 о приостановлении операций по счетам Общества в Отделении в„– 8613 Сбербанка России, ООО "Сталь Банк", Внешэкономбанке.
В адрес налогового органа от кредитных организаций в электронной форме поступили сведения об отсутствие денежных средств на счетах Общества.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике возбудил исполнительное производство в отношении Общества согласно постановлению от 21.05.2015, в котором отражено, что оно возбуждено при рассмотрении исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции от 13.05.2015 в„– 5349.
Общество не согласилось с актом от 13.05.2015 в„– 5349 и обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 45, 46, 47, 75, 122, 123, 226, 246, 285 и 289 Кодекса, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 Кодекса).
В основании пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Кодекса).
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, по смыслу статьи 47 Кодекса и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Как следует из пункта 2.1 Соглашения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 04.04.2014 в„– 0001/7, Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.04.2014 в„– ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона об исполнительном производстве, с приложением документов в электронном виде, содержащих:
- расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации территориальный орган ФНС России обязан в течение 3 дней со дня внесения изменений направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России уточненную расшифровку;
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Кодекса. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России соответствующую информацию;
- сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса;
- иные имеющиеся у налогового органа сведения:
1) об имуществе налогоплательщика (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;
2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
4) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
5) иные дополнительные сведения.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 в„– 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Суды двух инстанций, исследовав представленные в материалы дела, доказательства, установили, что на момент принятия решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 27.04.2015 в„– 9434 и от 28.04.2015 в„– 9767 налоговый орган располагал сведениями о недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, и пришли к обоснованному выводу, что указанное решение соответствует по форме и содержанию требованиям статьи 47 Кодекса и принято в течение одного года после истечения срока исполнения требований об уплате налога от 20.01.2015 в„– 1790 и от 02.02.2015 в„– 2365.
Суды установили, что поименованный в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 21.05.2015 акт органа, осуществляющего контрольные функции, от 13.05.2015 в„– 5349 фактически является постановлением Инспекции о взыскании налога, пеней за счет имущества налогоплательщика, и отклонили довод Общества о том, что данное постановление не соответствует предъявляемым к нему требованиям.
Суд кассационной инстанции согласился с данными выводами судов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, в том числе о неправильном применении судами норм материального права, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 по делу в„– А79-5232/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------