Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.02.2016 N Ф01-92/2016 по делу N А82-5122/2015
Требование: О признании: 1) Незаконными требований о внесении таможенных платежей; 2) Недействительными решения о взыскании в бесспорном порядке денежных средств, решений о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин в банке; 3) Незаконными действий таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган принял решение о переклассификации ввезенного декларантом товара, что повлекло увеличение размеров ставки ввозной таможенной пошлины и НДС. Таможенный орган выставил требование об уплате таможенных платежей.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку таможенный орган пропустил установленный законом трехлетний срок для выставления требований об уплате таможенных платежей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу в„– А82-5122/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Мирошниченко Ю.Л. (доверенность от 24.03.2015 в„– 03-66/15),
Соловьева Б.А. (доверенность от 03.08.2015 в„– 03-66/26)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Ярославской таможни
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.07.2015,
принятое судьей Красновой Т.Б., ина постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
по делу в„– А82-5122/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "РОСТЭК - Верхняя Волга"
(ИНН: 7604061778, ОГРН: 1037600407460)
о признании незаконными требований и решений Ярославской таможни

установил:

закрытое акционерное общество "РОСТЭК - Верхняя Волга" (далее - ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Ярославской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 в„– 102, 104, недействительными решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 05.03.2015 в„– 02, решений о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций и индивидуальных предпринимателей) в банке от 05.03.2015 в„– 7, 8, 9, а также о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в вынесении решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 05.03.2015, выставлении инкассовых поручений от 05.03.2015 в„– 49 - 64.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, требования об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 в„– 102, 104 выставлены и направлены ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" в пределах установленного законом трехлетнего срока. Таможенный орган полагает, что вывод судов о том, что требования не были получены Обществом 26.12.2014, противоречит доказательствам по делу. Согласно отметке на уведомлении о вручении заказного письма (с указанием на конверте в качестве адресата ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга") письмо Таможни от 18.12.2014 в„– 12-25/12978 вручено представителю адресата по доверенности 26.12.2014; в случае отсутствия у получившего заказное письмо лица соответствующих полномочий письмо было бы возвращено Таможне. Ссылаясь на пункт 1 части 5 статьи 150, части 5, 14 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 08.11.2013 в„– 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2015 в„– 303-КГ15-181, Таможня указывает, что установленный законом трехлетний срок распространяется только на необходимость выставления в указанный срок требования об уплате таможенных платежей, при этом направление требования за пределами установленного срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество не представило отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" на основании договора от 11.11.2011 в„– Д0266/00/2011/495, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский Технологический Альянс" (далее - ООО "СТ Альянс"), предъявило к таможенному оформлению по декларациям на товары (далее - ДТ) в„– 10117030/291211/0001257, 10117030/291211/0001258 пятикоординатные высокоскоростные портальные обрабатывающие фрезерные центры GANTRYVS600/250 и GANTRYCS650/250 с числовым программным управлением SIEMENS840 D для авиационной промышленности.
В графе 33 ДТ Общество указало классификационный код товара 8457 10 900 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (далее - ТН ВЭД ТС); ставка ввозной таможенной пошлины - 0 процентов от таможенной стоимости.
В графе 36 ДТ Общество заявило освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении ввозимого в Российскую Федерацию технологического оборудования (в том числе комплектующих из запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
Таможенный орган 29.12.2011 осуществил выпуск указанного товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты таможенных пошлин, налогов.
С 07.08 по 18.12.2014 Таможня провела камеральную таможенную проверку ООО "СТ Альянс" на предмет соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации по вопросу достоверности заявления кода по ТН ВЭД ТС и таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ в„– 10117030/291211/0001257 и 10117030/291211/0001258.
По результатам проведения таможенного контроля Таможня составила акт камеральной таможенной проверки от 18.12.2014 в„– 10117000/400/181214/А00 и приняла решения от 18.12.2014 в„– РКТ-10117000-14/000030 и РКТ-10117000-14/000031 о классификации товара по коду 8457 10 900 8 ТН ВЭД ТС, ставка ввозной таможенной пошлины - 10 процентов от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость - 18 процентов.
Таможенный орган 18.12.2014 выставил ООО "СТ Альянс" и в порядке солидарной ответственности ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" требования об уплате таможенных платежей в„– 101 - 104. Требования в„– 102, 104 направлены Обществу 18.12.2014 по адресу: город Ярославль, улица Свободы, дом 95.
В связи с тем, что по указанному адресу Общество не располагается, Таможня 13.01.2015 повторно направила требования об уплате таможенных платежей по адресу: город Ярославль, проспект Фрунзе, дом 24А.
Таможня 05.03.2015 приняла решение в„– 02 о взыскании с ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" денежных средств в бесспорном порядке, выставила инкассовые поручения от в„– 49 - 64 и решениями в„– 7, 8, 9 приостановила расходные операции по счетам Общества.
Общество, посчитав, что требования Таможни, а также ее действия по принудительному взысканию денежных средств в бесспорном порядке не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 79, 81, 91, 99, 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 60, 150, 152, 153, 155, 164 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 08.11.2013 в„– 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что Таможня нарушила трехлетний срок вручения и направления требований об уплате таможенных платежей, что свидетельствует об их недействительности и исключает возможность принудительного взыскания денежных средств по данным требованиям.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС).
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (статья 99 ТК ТС).
В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В статье 60 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 311-ФЗ) установлено, что таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей (часть 1). При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами (часть 6).
Согласно пункту 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 91 ТК ТС).
На основании части 2 статьи 150 Федерального закона в„– 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган. При солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях (части 3, 4 статьи 150 Федерального закона в„– 311-ФЗ).
В части 1 статьи 153 Федерального закона в„– 311-ФЗ определено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.
Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства или на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, необходимых денежных средств (часть 4 статьи 153 Федерального закона в„– 311-ФЗ).
На основании части 1 статьи 155 Федерального закона в„– 311-ФЗ для обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании применяется приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке.
В силу пункта 1 части 5 статьи 150 Федерального закона в„– 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды первой и апелляционной инстанций установили, что требования об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 в„– 102, 104 направлены таможенным органом ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" письмом от 18.12.2014 по ненадлежащему адресу (о надлежащем юридическом адресе ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" Таможня была извещена 25.06.2013); письмо возвращено в Таможню 12.01.2015 обществом с ограниченной ответственностью "Таможенный терминал "Верхняя Волга" с указанием на ошибочное получение заказного письма данной организацией. Повторно требования об уплате таможенных платежей направлены Обществу по надлежащему адресу 13.01.2015.
При таких обстоятельствах (с учетом того, что трехлетний пресекательный срок для уплаты таможенных платежей истек 29 и 30.12.2014) суды обоснованно посчитали, что Таможня пропустила установленный законом трехлетний срок для выставления требований об уплате таможенных платежей.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что требования об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 в„– 102, 104 являются недействительными, а дальнейшие действия таможенного органа по принудительному взысканию денежных средств с ЗАО "РОСТЭК - Верхняя Волга" - незаконными, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе, в том числе о неправильном применении судами норм материального права, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу в„– А82-5122/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------