Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.07.2016 N Ф01-2655/2016 по делу N А17-8698/2015
Требование: О признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Придя к выводу, что базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу были занижены на сумму зарплаты работников , Фонд доначислил обществу недоимку по страховым взносам, пени и штраф.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку основания для начисления обществу страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствуют, так как по результатам специальной оценки условий труда установлено, что работники этих профессий не имеют права на досрочное назначение пенсии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. по делу в„– А17-8698/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах
Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу в„– А17-8698/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПрофПромСервис"
(ИНН: 3702621325, ОГРН: 1103702015251)
о признании незаконным решения от 13.08.2015 в„– 149 Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах
Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области
(ИНН: 3702007740, ОГРН: 1033700050010)
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ПрофПромСервис" (далее - ООО "ПрофПромСервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - Фонд, Управление) от 13.08.2015 в„– 149 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда признано недействительным в части доначисления 13 282 рублей 89 копеек страховых взносов, 184 рублей 28 копеек пеней и 2656 рублей 58 копеек штрафа.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, дополнительные тарифы страховых взносов применяются по факту возникновения трудовых отношений и не зависят от объема занятости работников (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, менее 80 процентов рабочего времени). Фонд указывает, что по результатам оценки условий труда рабочих мест электросварщика и электрогазосварщика установлен вредный класс условий труда - 3.1, следовательно, в отношении лиц, занятых на этих работах, подлежит уплате дополнительный тариф страховых взносов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, указав на законность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, результаты которой отразил в акте от 14.07.2015 в„– 149.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы заработной платы работников, а именно: монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщиков и электрогазосварщиков.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 13.08.2015 в„– 149 о привлечении Общества к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 35 838 рублей 73 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 179 193 рублей 66 копеек и 15 062 рубля 05 копеек пеней.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 в„– 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 5 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 29 (далее - Постановление в„– 29), Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу об отсутствии у Общества с 17.07.2014 обязанности по уплате дополнительных страховых взносов с учетом результатов оценки рабочих мест.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 в„– 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список в„– 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10 (далее - Список в„– 2).
Согласно разделам 27 и 33 Списка в„– 2 право на досрочную пенсию имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (2290000-14612), электросварщики (23200000-19906) и электрогазосварщики (23200000-19756).
В силу пункта 3 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона в„– 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В пункте 5 Постановления в„– 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с частью 4 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2013 году) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
Федеральным законом в„– 421-ФЗ часть 4 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2014.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Суды установили и материалами дела подтверждается, что согласно отчету от 17.07.2014, подготовленному ООО "Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Иваново" по результатам специальной оценки условий труда в ООО "ПрофПромСервис", применительно к профессиям монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщиков и электрогазосварщиков (карты в„– 1, 4, 5) сделан вывод о том, что работники данных профессий, работающих в ООО "ПрофПромСервис", не имеют право на досрочное назначение пенсии.
Доказательств неправомерности или необоснованности результатов названной аттестации Управление не представило.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для начисления Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А17-8698/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------