Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2016 N Ф01-2772/2016 по делу N А43-21581/2015
Требование: О признании частично незаконным решения антимонопольного органа и недействительным предписания.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" действия конкурсной комиссии по подведению итогов запроса предложений организатора закупки в части необоснованного отклонения заявки участника и выдал предписание с требованием совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения закупки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как заявка участника соответствовала требованиям документации о запросе предложений, поскольку предложенный участником срок поставки товара входил во временной интервал срока поставки товара, указанного организатором.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу в„– А43-21581/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Разборовой Д.В. (доверенность от 15.02.2016),
от заинтересованного лица: Чувилиной М.Н. (доверенность от 01.04.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2015,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А43-21581/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ"
(ИНН: 7728696530, ОГРН 1097746173249)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (ИНН: 5260041262, ОГРН: 1025203042710) о признании недействительными решения (в части) и предписания, третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР", открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород",
общество с ограниченной ответственностью "Офис-Галерея",
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" (далее - ООО "Газэнергоинформ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) 29.07.2015 в„– 1067-ФАС52-02/15 в части признания его нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); подпункт 6.6.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"; подпункты 1.6.1, 2.9.2.3 Документации о запросе предложений в электронной форме "Открытый запрос предложений в„– 62729 по отбору организации для поставки товаров" и недействительным предписания от 29.07.2015 по делу в„– 1067-ФАС52-02/15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР" (далее - ООО "ПАРТНЕР"), открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"), общество с ограниченной ответственностью "Офис-Галерея" (далее - ООО "Офис-Галерея").
Суд решением от 23.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 решение оставлено без изменения.
ООО "Газэнергоинформ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
В кассационной жалобе Общество указывает, что оно осуществляет организацию и проведение закупочных процедур, заказчиком которых является ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"; ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" в агентском поручении установило сроки поставки товара; ООО "Газэнергоинформ" не наделено полномочиями формировать условия договора и допускать до участия в запросе предложений участника, который предложил сроки поставки, которые отличаются от тех, которые предусмотрены закупочной документацией; ООО "ПАРТНЕР" предложило сроки поставки товара, не соответствующие формулировке, указанной в закупочной документации, поэтому заявка данного общества отклонена правомерно, а решение антимонопольного органа является незаконным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.07.2015 ООО "Офис-Галерея" обратилось в Управление с жалобой на неправомерные действия конкурсной комиссии ООО "Газэнергоинформ" по подведению итогов запроса предложений при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок участников открытого запроса предложений, подведении итогов открытого запроса предложений в электронной форме по отбору организаций для поставки товаров для нужд ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (извещение в„– 31502517587, опубликованное на сайте www.zakupki.gov.ru).
В целях проверки поступившей информации антимонопольный орган возбудил дело в„– 1067-ФАС52-02/15 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления приняла решение от 29.07.2015 в„– 1067-ФАС52-02/15, в соответствии с которым признала жалобу ООО "Офис-Галерея" необоснованной; комиссию по подведению итогов запроса предложений ООО "Газэнергоинформ" в части необоснованного отклонения заявки ООО "ПАРТНЕР" нарушившей часть 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции; подпункт 6.6.4 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"; подпункты 1.6.1, 2.9.2.3 Документации о запросе предложений в электронной форме "Открытый запрос предложений в„– 62729 по отбору организации для поставки товаров".
Одновременно Управление выдало предписание, согласно которому Обществу надлежало не позднее 28.08.2015 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения закупки: отменить протокол от 17.07.2015 в„– 62729 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников открытого запроса предложений, подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме и повторно провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, поданных для участия в закупке, с учетом выводов, содержащихся в решении по делу в„– 1067-ФАС52-02/15 (ж).
Общество не согласилось с решением (в части) и предписанием антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 9, 65, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 191, пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17, частями 1, 2, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренные решение и предписание Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Как установили суды и следует из материалов дела, ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (в настоящее время - ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон в„– 223-ФЗ) относится к юридическим лицам, которые при осуществлении закупочной деятельности должны руководствоваться положениями данного закона, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона в„– 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ОАО "Нижегородоблгаз" (в настоящее время - ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") 29.12.2012 заключило с ООО "Газэнергоинформ" агентский договор в„– А/13/141.
На основании агентского договора от 29.12.2012 в„– А/13/141 ООО "Газэнергоинформ" (агент) приняло на себя обязательство от своего имени организовывать и проводить закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в приложении в„– 1 к настоящему договору, выполняя определенные настоящим договором обязанности организатор закупок для удовлетворения нужд ОАО "Нижегородоблгаз" (принципала), в том числе, в соответствии с условиями и порядком, определенными в Положении о закупках товаров, работ, услуг (Положение Принципала, пункт 1.1.1 договора).
Из раздела 1 договора от 29.12.2012 следует, что ООО "Газэнергоинформ" обязалось за счет ОАО "Нижегородоблгаз" и в течение срока действия данного договора от своего имени организовывать и проводить закупки товаров, работ, услуг, выполняя определенные настоящим договором обязанности организатора закупок, для удовлетворения нужд ОАО "Нижегородоблгаз" в соответствии с Федеральным законом в„– 223-ФЗ, условиями и порядком, определенными в положении ОАО "Нижегородоблгаз" о закупках товаров, работ, услуг, а также локально-нормативными и нормативными документами, которыми руководствуется в своей деятельности ОАО "Нижегородоблгаз", и на основании сведений, указанных в агентских поручениях ОАО "Нижегородоблгаз" на проведение закупок, в которых определяется конкретная информация об их проведении.
Договор от 29.12.2012 в„– А/13/141 вступил в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2015 включительно (пункт 8.1).
Приказом генерального директора ООО "Газэнергоинформ" от 11.02.2013 в„– 09 назначен состав постоянно действующей комиссии по подведению итогов запроса предложений.
Регламент работы данной комиссии утвержден приказом ООО "Газэнергоинформ" от 11.02.2013 в„– 08.
Совет директоров ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" утвердил Положение о закупках открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (протокол от в„– 6/2013-2014 (143) от 30.12.2013) (далее - Положение о закупках).
Положение о закупках в качестве одного из способов закупки предусматривает размещение заказа путем открытого запроса предложений и, соответственно, определяет порядок проведения такой закупки.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 30.06.2015 размещены извещение в„– 31502517587 и документация о запросе предложений в электронной форме "Открытый запрос предложений в„– 62729 по отбору организации для поставки товаров для нужд ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
Предмет запроса предложений составил один лот, представляющий собой право на заключение договора на поставку товара в соответствии с закупочной документацией, в которой указаны наименование товара, его технические характеристики, количество, а также место поставки товара.
Срок подачи заявок установлен до 11 часов 59 минут (время московское) 10.07.2015, открытие доступа к заявкам на участие в запросе предложений, поданным в форме электронных документов, производится в автоматическом режиме на сайте торговой системы 10.07.2015 в 12 часов 00 минут (время московское), проведение рассмотрения заявок на участие в закупке должно состояться не позднее 17.07.2015, 16 часов 00 минут (время московское), подведение итогов закупочной процедуры запланировано не позднее 17.07.2015, 17 часов 00 минут (время московское).
В соответствии с протоколом в„– 62729 открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов на торговую площадку ООО "ГАЗНЕФТЕТОРГ.РУ" на участие в открытом запросе предложений в электронной форме от 10.07.2015 в„– 62729, на участие в закупке поданы заявки от ООО "Аванте", ООО "ОФИС-ГАЛЕРЕЯ", ООО "Центральная база комплектации УМТС", ООО "МЕБЕЛЬТАЙМ", ООО "Склад-Архив", ООО "ПАРТНЕР".
Комиссия по подведению итогов запроса предложений, рассмотрев заявки данных участников на соответствие требованиям, установленным в извещении о закупке и документации о закупке, и руководствуясь подпунктом 6.6.4 Положения о закупках, подпунктом 1.6.1 документации о запросе предложений, приняла решение об отклонении заявки ООО "ПАРТНЕР", которое мотивировало тем, что предлагаемые данным обществом сроки поставки не соответствуют требованиям Технического задания, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, что отражено в протоколе от 17.07.2015 в„– 62729 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников открытого запроса предложений, подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме.
В силу подпункта 6.6.4 Положения о закупках, подпункта 1.6.1 Документации о запросе предложений комиссия по подведению итогов запроса предложений может отклонить заявку участника и тем самым отстранить ее от дальнейшего участия в закупке на любом этапе ее проведения, в том числе, в случае выявления недостоверных сведений в представленной участником заявке на участие в закупке, а также при несоответствии заявки на участие в закупке требованиям настоящей документации.
Условия поставки товара обозначены в пункте 2 Технического задания. В частности, в соответствии с данным пунктом обязательным требованием к сроку поставки товара является осуществление поставки товара в течение 30 календарных дней с момента получения поставщиком заявки на поставку от покупателя, периодичность выставления заявок - ежемесячно, срок выставления заявок - до 20.11.2015.
В заявке на участие в рассматриваемом запросе предложений ООО "ПАРТНЕР" указало срок поставки товара "на 21 календарный день с момента получения поставщиком заявки на поставку от покупателя. Периодичность выставления заявок - ежемесячно. Срок выставления заявок - до 20.11.2015 года".
В пункте 1.1.5 Положения о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется, помимо прочего, Гражданским кодексом Российской Федерации.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что срок поставки товара, предложенный ООО "ПАРТНЕР" - "на 21 календарный день с момента получения поставщиком заявки", входит во временной интервал срока поставки, указанного организатором в документации о запросе предложений, - "в течение 30 календарных дней с момента получения поставщиком заявки".
Таким образом, заявка ООО "ПАРТНЕР" в части указания срока поставки товара соответствовала требованиям Документации о запросе предложений, следовательно, комиссия по подведению итогов запроса предложений ее отклонила необоснованно.
Ссылка Общества на возможность заключения от имени заказчика только такого договора, который бы включал условия поставки, тождественные требованиям Документации о запросе предложений, признается несостоятельной, поскольку пунктом 2.11 Документации о запросе предложений в электронной форме предусмотрено, что организатор оформляет и подписывает договор на условиях, содержащихся в документации о запросе предложений и заявке участника (с учетом результатов процедуры уторговывания, если она проводилась).
Таким образом, предложенный ООО "ПАРТНЕР" срок поставки товаров не исключал возможности заключения договора.
Довод ООО "Газэнергоинформ" об отсутствии у него права формировать условия договора, заключаемого по результатам проводимой закупочной процедуры, является несостоятельным, поскольку оспариваемыми решением и предписанием данная обязанность на него не возлагается.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Кроме того, эти доводы основаны на неправильном толковании норм права и не опровергают выводов судов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 по делу в„– А43-21581/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газэнергоинформ" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.04.2016 в„– 947.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------