По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 N Ф01-3378/2016 по делу N А29-10125/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог и пени, установив, что налогоплательщик занизил налоговую базу по земельному налогу в результате занижения кадастровой стоимости земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку основания для применения при исчислении земельного налога в спорном налоговом периоде кадастровой стоимости земельного участка, увеличенной на основании принятых в течение этого периода нормативных актов у налогового органа отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А29-10125/2015
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2016
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сидоровой Т.Л. (доверенность от 21.09.2015 в„– 02-59/05591)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016,
принятое судьей Шипиловой Э.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу в„– А29-10125/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Печорский речной порт"
(ИНН: 1105000867, ОГРН: 1021100874563)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по Республике Коми от 26.06.2015 в„– 13,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
и
установил:
открытое акционерное общество "Печорский речной порт" (далее - ОАО "Печораречпорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по Республике Коми (далее - Инспекция; налоговый орган) от 26.06.2015 в„– 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Коми (далее - Учреждение) и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 3 (пункт 7), 391 (пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, применили не подлежащие применению приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 в„– 582, от 08.11.2013 в„– 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, внесенные изменения в приказы, изданные Минприроды Республики Коми в течение 2014 года, не свидетельствуют об установлении в течение налогового периода (2014 года) новых результатов кадастровой стоимости земельных участков. Инспекция указывает, что по состоянию на 01.01.2014 действовали результаты кадастровой стоимости, утвержденные приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 в„– 705 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми", поскольку результаты кадастровой стоимости по приказу от 19.12.2012 в„– 582 должны были вступить в силу с 01.01.2015.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ОАО "Печораречпорт" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, попросило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Минприроды Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу согласилось с доводами налогового органа.
Учреждение не представило отзыв на кассационную жалобу.
Общество и третьи лица, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "Печораречпорт" налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составила акт от 08.05.2015 в„– 481.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу за 2014 год в связи с занижением кадастровой стоимости земельных участков.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 26.06.2015 в„– 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислены 672 098 рублей земельного налога и 14 324 рубля 05 копеек пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 04.09.2015 в„– 196-А решение нижестоящего налогового органа утверждено.
ОАО "Печораречпорт" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 5, 388, 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 в„– 17-П, пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления земельного налога за 2014 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 27.12.2007 в„– 705, в связи с чем удовлетворил заявленное Обществом требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде ОАО "Печораречпорт" являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 11:12:0000000:118, 11:12:1701008:201, 11:12:1701008:216, 11:12:1701008:217, 11:12:701008:203, 11:12:1701008:208, 11:12:1701008:207, 11:12:1701008:212, 11:12:1701008:220, 11:12:1701008:211, 11:12:1701008:210, 11:12:1701008:200, 11:12:1701008:205, 11:12:1701008:206, 11:12:1701008:202, 11:12:1701008:204, 11:12:1701008:215, 11:12:1701008:218, 11:12:1701008:213, 11:12:1701008:209.
Общество 22.01.2015 представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 926 585 рублей.
Налоговый орган, посчитав, что Общество неправомерно при расчете земельного налога за 2014 год применило приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 в„– 582 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми", произвел расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 в„– 705 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми", и доначислил Обществу 672 098 рублей налога.
Приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 в„– 582 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми. Указанный приказ вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. В редакции приказа от 16.05.2014 в„– 194 названный приказ вступил в силу с 01.01.2015.
Приказом Минприроды Республики Коми от 08.11.2013 в„– 521 признан утратившим силу приказ от 29.12.2007 в„– 705 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми". Приказ вступил в силу с 01.01.2014, 16.05.2014 в него внесены изменения (приказ в„– 193) о вступлении его в силу с 01.01.2015.
Приказом Минприроды Республики Коми от 28.11.2014 в„– 515 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми", который вступил в силу с 01.01.2015, указанные приказы признаны утратившими силу.
Суды установили, что на основании приказа Минприроды Республики Коми от 28.12.2012 в„– 582 Учреждение с 01.01.2014 утвердило кадастровую стоимость земельных участков, в том числе принадлежащих налогоплательщику, и 08.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости.
На основании запроса Учреждение представило ОАО "Печораречпорт" справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24 и 25.02.2014, содержащие сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (01.01.2014), реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости (приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 в„– 582) и дату определения кадастровой стоимости (19.12.2012).
В связи с внесением изменений в приказ Минприроды Республики Коми от 28.12.2012 в„– 582 (приказ от 16.05.2014 в„– 194) Учреждение 08.06.2014 внесло в государственный кадастр недвижимости информацию о кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с приказом Минприроды Республики Коми от 27.12.2007 в„– 705 на основании данных, переданных Минприроды Республики Коми 30.05.2014.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 в„– 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Кодекса).
Таким образом, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода, то исчисление земельного налога производится исходя из указанной кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастровую стоимость.
Основания для применения при исчислении земельного налога за 2014 год приказов Минприроды Республики Коми, принятых в течение 2014 года, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Печораречпорт" правомерно на основании статьи 391 Кодекса определило налоговую базу и исчислило земельный налог за 2014 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 в„– 582, и на основании кадастровых справок Учреждения от 24 и 25.02.2014.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А29-10125/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 2 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ
Судьи
И.В.ЧИЖОВ
Т.В.ШУТИКОВА
------------------------------------------------------------------