Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 N Ф01-3383/2016 по делу N А79-1218/2016
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" действия органа субъекта РФ, предоставившего обществу в порядке заимствования продовольственную пшеницу из республиканского материального резерва без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку продовольственная пшеница была предоставлена обществу в соответствии с требованиями закона, на принципах возвратности, платности и общедоступности, а орган субъекта РФ действовал не в целях предоставления обществу более выгодных по сравнению с другими хозяйствующими субъектами условий деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А79-1218/2016

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Петровой А.Г. (доверенность от 22.08.2016 в„– 02/19-9904),
Рябининой Т.А. (доверенность от 16.08.2016 в„– 02/17-7393)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.04.2016,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А79-1218/2016
по заявлению Кабинета Министров Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконным решения,
третьи лица - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики,
прокуратура Чувашской Республики, открытое акционерное общество "Чувашский бройлер",
и

установил:

Кабинет Министров Чувашской Республики (далее - Кабинет Министров) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 16.12.2015 по делу в„– 43/05-АМЗ-2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии), прокуратура Чувашской Республики, открытое акционерное общество "Чувашский бройлер" (далее - ОАО "Чувашский бройлер").
Суд решением от 08.04.2016 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в действиях Кабинета Министров содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: Кабинет Министров предоставил государственную преференцию с нарушением установленного в связи с чем ОАО "Чувашский бройлер" получило более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами; суды в нарушение норм процессуального права не проанализировали цены на рассматриваемом товарном рынке.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Минсельхоз Чувашии в отзыве отклонил доводы жалобы.
Представители Кабинета Министров в судебном заседании посчитали принятые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.09.2015 в Управление из прокуратуры Чувашской Республики поступила информация о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выявленных при проведении анализа исполнения законодательства по вопросу распоряжения материальными ценностями республиканского материального резерва, выразившегося в предоставлении ОАО "Чувашский бройлер" в порядке заимствования из республиканского материального резерва Чувашской Республики продовольственной пшеницы в объеме 1,0 тыс. тонн на основании распоряжения Кабинета Министров от 15.06.2015 в„– 348-р.
В ходе рассмотрения возбужденного на основании данной информации дела в„– 43/05-АМЗ-2015 комиссия Управления установила, что 13.05.2015 ОАО "Чувашский бройлер" направило в адрес Минсельхоза Чувашии письмо в„– 307 о возможности выделения из материального резерва Чувашской Республики продовольственной пшеницы в количестве 1,0 тыс. тонн в целях необходимости сохранения поголовья птицы и выполнения планов по производству мяса птицы в 2015 году, при этом гарантировало ее возврат до 31.12.2015 в полном объеме в соответствии со следующим графиком: 31.10.2015 - 300 тонн, до 30.11.2015 - 300 тонн, до 31.12.2015 - 400 тонн.
ОАО "Чувашский бройлер" 15.05.2015 направило заместителю председателя Кабинета Министров - министру сельского хозяйства Чувашской Республики гарантийное письмо, в котором взяло на себя обязательство использовать строго по целевому назначению, а именно на корм птице выданную взаймы из материального резерва Чувашской Республики продовольственную пшеницу в количестве 1,0 тыс. тонн; подписать оформленный договор о займе пшеницы из материального резерва Чувашской Республики, ежемесячно оплачивать оказанные услуги по заимствованию зерна, возвратить в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки предоставленные взаймы материальные средства из материального резерва Чувашской Республики.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.07.2012 в„– 46 "О республиканском материальном резерве Чувашской Республики" (далее - Закон в„– 46), Порядком управления республиканским материальным резервом Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 30.09.2011 в„– 421 (далее - Порядок в„– 421), в целях стабилизации ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Кабинет Министров распоряжением от 15.06.2015 в„– 348-р разрешил Минсельхозу Чувашии выпуск в 2015 году из республиканского материального резерва Чувашской Республики в порядке заимствования продовольственной пшеницы 3 класса (ГОСТ Р 52554-2006) в объеме 1,0 тыс. тонн ОАО "Чувашский бройлер".
За заимствование продовольственной пшеницы 3 класса (ГОСТ Р 52554-2006) из республиканского материального резерва Чувашской Республики, зачисляемой в доход республиканского бюджета Чувашской Республики, установлена плата в размере 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, исходя из стоимости продовольственной пшеницы 3 класса 11,5 тыс. рублей за 1 тонну.
Срок возврата заемщиком продовольственной пшеницы 3 класса (ГОСТ Р 52554-2006) в республиканский материальный резерв Чувашской Республики установлен до 31.12.2015 в общем объеме 1,0 тыс. тонн, из них поэтапно: в октябре - 0,3 тыс. тонн, в ноябре - 0,3 тыс. тонн, в декабре - 0,4 тыс. тонн.
Казенному унитарному предприятию Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской Республики" дано поручение заключить с ОАО "Чувашский бройлер" договор об условиях выпуска продовольственного зерна из республиканского материального резерва Чувашской Республики в порядке заимствования.
Казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской Республики" и ОАО "Чувашский бройлер" заключили договор 19.06.2015 в„– 2-МР/2015 на временное целевое заимствование продовольственного зерна из республиканского материального резерва.
По результатам рассмотрения дела в„– 43/05-АМЗ-2015 Комиссия Управления приняла решение от 16.12.2015, в соответствии с которым признала действия Кабинета Министров по предоставлению ОАО "Чувашский бройлер" в порядке заимствования из республиканского материального резерва Чувашской Республики продовольственной пшеницы в объеме 1,0 тыс. тонн без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, нарушающими пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кабинет Министров не согласился с решением Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 1, частью 1 статьи 3, пунктами 7, 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, статьей 19 Закона о защите конкуренции, Законом в„– 46, Порядком в„– 421, пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Кабинета Министров, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Общие принципы, а также порядок формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов республиканского материального резерва Чувашской Республики (далее - республиканский резерв) осуществляется в соответствии с Законом в„– 46 и Порядком в„– 421.
Согласно пункту 1.2 Порядка в„– 421 республиканский материальный резерв является особым республиканским запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Законом в„– 46, и включает в себя запасы продовольствия и сельскохозяйственной продукции, медикаментов, топлива и другие материальные ценности, предназначенные для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания поддержки организациям в целях стабилизации их работы при временных нарушениях снабжения отдельными видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия (далее - материальные ценности).
В соответствии со статьями 5, 11 Закона в„– 46 и пунктом 4.3 Порядка в„– 421 Кабинет Министров определяет порядок использования республиканского резерва, а также порядок восполнения запасов материальных ценностей в республиканском резерве; принимает решения по выпуску материальных ценностей из республиканского резерва. Выпуск материальных ценностей из республиканского резерва осуществляется в том числе в порядке заимствования. Выпуск материальных ценностей из республиканского резерва в порядке заимствования производится на основании акта Кабинета Министров, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из республиканского резерва, порядок и сроки их возврата. При выдаче материальных ценностей из республиканского материального резерва в порядке заимствования получатель (юридическое или физическое лицо, заимствующее материальные ценности республиканского материального резерва) представляет гарантийное обязательство по возврату материальных ценностей в республиканский материальный резерв.
Суды установили, что распоряжения от 15.06.2015 в„– 348-р о разрешении заимствования было принято Кабинетом Министров в соответствии с указанными нормами, и также обусловлено Планом мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен в Чувашской Республике, утвержденным распоряжением Кабинета Министров от 30.12.2011 в„– 456-р, который направлен на снижение темпов роста потребительских цен на социально значимые виды продовольственных товаров, создание механизма косвенного влияния на формирование ценовой политики в сфере потребительского рынка.
В соответствии с указанным планом к числу мер, направленных на снижение темпов роста цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, относится выпуск из республиканского материального резерва Чувашской Республики продовольственного зерна пшеницы, ржи в порядке временного заимствования для стабилизации ситуации на потребительском рынке.
Спорным распоряжением Кабинета Министров от 15.06.2015 в„– 348-р установлено, что заимствование осуществляется за плату, которая подлежит зачислению в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, исходя из стоимости продовольственной пшеницы 11,5 тыс. рублей за 1 тонну, также установлен срок возврата заемщиком продовольственной пшеницы в республиканский материальный резерв Чувашской Республики до 31 декабря 2015 г. в общем объеме 1,0 тыс. тонн, из них поэтапно: в октябре - 0,3 тыс. тонн, в ноябре - 0,3 тыс. тонн, в декабре - 0,4 тыс. тонн.
При этом ОАО "Чувашский бройлер" и Казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Продовольственный фонд Чувашской Республики" заключили договор от 19.06.2015 в„– 2-МР/2015 на временное целевое заимствование продовольственного зерна из республиканского материального резерва в соответствии с указанным распоряжением Кабинета Министров от 15.06.2015 в„– 348-р. ОАО "Чувашский бройлер" также предоставило гарантийное обязательство по возврату продовольственной пшеницы в республиканский материальный резерв Чувашской Республики.
Таким образом, суды установили, что предоставление ОАО "Чувашский бройлер" в порядке заимствования из республиканского материального резерва Чувашской Республики продовольственной пшеницы осуществлялось на принципах возвратности, платности и общедоступности в соответствии с требованиями Закона в„– 46 и Порядком в„– 421, и пришли к обоснованному выводу о том, что рассмотренные действия Кабинета Министров не преследовали цели обеспечения ОАО "Чувашский бройлер" более выгодных условий деятельности и не могут расцениваться как имущественная льгота или государственная гарантия, так как обратиться за предоставлением в порядке заимствования из республиканского материального резерва Чувашской Республики продовольственной пшеницы или другой материальной ценности мог любой другой хозяйствующий субъект.
Суды также установили, что республиканский материальный резерв зерна был сформирован в 2004 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров от 28.10.2004 в„– 407-р в размере 15,72 тыс. тонн. Данный объем сохранялся за все время существования резерва с 2004 по 2016 годы.
За период 2004 - 2015 годы за выделением из резерва зерна в порядке временного заимствования в Минсельхоз Чувашии поступило 15 обращений.
В силу пункта 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.
Следовательно, исходя из сферы регулирования Закона о защите конкуренции, а также понятия, оснований и порядка предоставления государственных и муниципальных преференций к ним в любом случае не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на законность и обоснованность принятых судебных актов и не опровергают их выводов.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.04.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу в„– А79-1218/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА


------------------------------------------------------------------