Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2016 N Ф01-441/2016 по делу N А79-4509/2015
Требование: Об обязании внести в ЕГРЮЛ изменения в части прекращения полномочий генерального директора общества и исключения последнего из числа его участников.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в регистрации изменений в связи с нарушением установленной формы заявления.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленное в налоговый орган заявление не отвечает требованиям ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", так как составлено в произвольной форме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А79-4509/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Автушенко Е.Н. (доверенность от 11.01.2016 в„– 05-19/8),
Юсуповой И.В. (доверенность от 11.02.2016 в„– 05-19/71)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2015,
принятое судьей Яковлевой Г.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015,
принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
по делу в„– А79-4509/2015
по заявлению Куварзина Алексея Вячеславовича
об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Маяк", Никифоров Иван
Андреевич,
и

установил:

Куварзин Алексей Вячеславович обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция) внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Маяк" Куварзина А.В. и об исключении его из числа участников Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк", Общество), Никифоров Иван Андреевич.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.08.2015 удовлетворил заявленные требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали нормы материального права и неполно исследовали материалы дела. По его мнению, у судов отсутствовали основания для возложения на Инспекцию обязанности по внесению изменений в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий директора ООО "Маяк" Куварзина А.В. и об исключении его из числа участников данного Общества, поскольку представленное Куварзиным А.В. в регистрирующий орган заявление не соответствует требованиям, предъявляемым законом к его содержанию. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Куварзин А.В. и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.03.2016.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Маяк" зарегистрировано Инспекцией в качестве юридического лица 31.01.2014, единственным учредителем общества являлся Куварзин А.В., генеральный директор - Куварзин А.В. (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.01.2015).
Решением общего собрания участников ООО "Маяк" от 30.07.2014 принято решение об увеличении уставного капитала Общества; о введении в состав участников общества Никифорова И.А. с размером доли 1/4 уставного капитала; о прекращении полномочий Куварзина А.В. в качестве генерального директора общества и назначении на должность генерального директора Никифорова И.А.; об утверждении номинальной стоимости и долей участников общества (Куварзин А.В. - 1/2 доли уставного капитала, Петровский И.В. - 1/3 доли уставного капитала, Никифоров И.А. - 1/2 доли уставного капитала); об утверждении устава общества в новой редакции.
Куварзин А.В. 30.07.2014 подал заявление о выходе из Общества.
Претензией от 12.01.2015, направленной в адрес Общества, Куварзин А.В. уведомил о необходимости внести изменения в ЕГРЮЛ путем исключения его из числа участников Общества и о прекращении его полномочий в качестве единоличного исполнительного органа. Однако Общество в лице его руководителя обязанность по внесению изменений в ЕГРЮЛ не исполнило.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.04.2015 по делу в„– А79-971/2015 по иску Куварзина А.В. к ООО "Маяк" об обязании внести изменения ЕГРЮЛ о прекращении его полномочий в качестве директора и исключении его из состава участников Общества на ООО "Маяк" возложена обязанность по регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, истцу выдан исполнительный лист от 26.05.2015 серии ФС в„– 005020890.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.07.2015 возбуждено исполнительное производство в„– 46692/15/21004-ИП в отношении Общества, которое в пятидневный срок, установленный судебным приставом, должником не исполнено.
Куварзин А.В. 03.07.2015 обратился в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ путем исключения его из числа участников Общества и о прекращении его полномочий единоличного исполнительного органа.
В письме от 31.07.2015 в„– 06-33/024804 Инспекция отказала заявителю в регистрации изменений в связи с подачей заявления не по установленной форме.
Отказ Инспекции в исключении указанных сведений из ЕГРЮЛ явился основанием для обращения Куварзина А.В. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 9, 20 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о том, что отказ Инспекции в осуществлении спорных регистрационных действий не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Куварзина А.В.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона в„– 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В пункте 2 статьи 18 Закона в„– 129-ФЗ определено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона в„– 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя.
Согласно пункту 1.3 статьи 9 Закона в„– 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Требования к оформлению заявлений для государственной регистрации изменений в сведения о юридических лицах (в том числе по форме Р13001 и Р14001) установлены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 в„– ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Материалы дела свидетельствуют о том, что представленное в Инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ путем исключения Куварзина А.В. из числа участников ООО "Маяк" и о прекращении его полномочий в качестве единоличного исполнительного органа составлено в произвольной форме и не отвечает требованиям пункта 1.3 статьи 9, пунктов 1, 2 статьи 17 Закона в„– 129-ФЗ. Заявления по форме Р14001 и Р13001 в регистрирующий орган не представлялись.
Вместе с тем государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, возможна лишь на основании заявления, поданного в установленном законом порядке и подписанного уполномоченным лицом; действующее законодательство не наделило регистрирующий орган полномочиями фиксировать (изменять, корректировать) в ЕГРЮЛ какие-либо сведения без представления определенных документов, указанных в Законе в„– 129-ФЗ как оснований для внесения таких изменений.
При таких обстоятельствах суды неправомерно возложили на Инспекцию обязанность совершить спорные регистрационные действия, в связи с чем судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а заявленные Куварзиным А.В. требования подлежат отказу в удовлетворении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А79-4509/2015 отменить.
Отказать Куварзину Алексею Вячеславовичу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражному суду Чувашской Республики - Чувашии произвести поворот исполнения решения от 05.08.2015 по делу в„– А79-4509/2015 в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары в пользу Куварзина Алексея Вячеславовича 3000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------