Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2016 N Ф01-1002/2016 по делу N А79-3356/2015
Требование: О взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обстоятельства: Управление Росприроднадзора доначислило обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку общество осуществляло деятельность по сбросу сточных вод в водные объекты, а потому обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды; расчет заявленной к взысканию суммы признан правильным; основания для зачета затрат общества на проведение природоохранных мероприятий в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. по делу в„– А79-3356/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.,
при участии представителей
от истца: Кочкомазовой О.С. (доверенность от 11.01.2016 в„– 04/15-03),
от ответчика: Корневой И.А. (доверенность от 05.10.2015 в„– 10)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосеть"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015,
принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Соловьевой М.В.,
по делу в„– А79-3356/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (ИНН: 2128055984, ОГРН: 1042128015841)
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосеть"
(ИНН: 2116499262, ОГРН: 1102135000263)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
администрация Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (ИНН: 2116815704, ОГРН: 1052135017604),
администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
(ИНН: 2116820246, ОГРН: 1022102433825),
и

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосеть" (далее - ООО "Теплоэнергосеть", Общество) 4 184 044 рублей 83 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2015 заявленное требование удовлетворено частично: с Общества в пользу Росприроднадзора взыскано 3 523 956 рублей 03 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2012 года по четвертый квартал 2013 года.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Теплоэнергосеть" не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 14 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пункт 4 (подпункт "а") постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2013 в„– 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий", пункты 6.3, 6.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993, нарушили статьи 65, 66, 82, 133, 159, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, Росприроднадзор произвел расчет заявленной суммы задолженности с нарушением Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632, и Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998; в материалах дела отсутствуют журналы первичного учета использованной воды, акты отбора проб и протоколы количественного химического анализа сточных вод, на основании которых Управление должно было произвести расчет платы. ООО "Теплоэнергосеть" указывает, что Управление при расчете задолженности необоснованно не учло расходы, понесенные Обществом при осуществлении природоохранных мероприятий, связанных с водоотведением; суды не исследовали вопрос возможности понижения или освобождения ООО "Теплоэнергосеть" от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Общество полагает, что суд первой инстанции, отказав ему в удовлетворении ходатайства о проведении экологической экспертизы, неправомерно не вынес соответствующее мотивированное определение, нарушив его право на судебную защиту.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Росприроднадзор в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились доводами заявителя, попросили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица не представили отзывы на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоэнергосеть" представило в Росприроднадзор расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2011 года по четвертый квартал 2013 года.
По результатам проверки представленных расчетов Управление доначислило Обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" (по производственной территории (при неорганизованном сбросе)) в сумме 4 316 715 рублей 20 копеек.
Управление выставило Обществу требование от 11.12.2014 в„– 05/17-5312 с предложением погасить образовавшуюся задолженность в срок до 26.12.2014.
ООО "Теплоэнергосеть" частично погасило образовавшуюся задолженность.
Отсутствие оплаты в установленный в требовании срок в сумме 4 184 044 рублей 83 копеек послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 196 (пунктом 1), 200 (пунктом 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 16 (пунктами 2, 3) Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 28 (частью 2) Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", от 12.06.2003 в„– 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 в„– 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об обоснованности произведенного Управлением начисления Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 523 956 рублей 03 копеек, в связи с чем удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон в„– 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона в„– 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Федерального закона в„– 7-ФЗ).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 (далее - Порядок в„– 632).
Действие Порядка в„– 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (пункт 1 Порядка в„– 632).
В силу пункта 5 Порядка в„– 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Плательщик, осуществляющий сброс загрязняющих веществ в водные объекты, производит расчет платы посредством заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты", утвержденном приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 в„– 204 (далее - Приказ в„– 204), по каждому объекту негативного воздействия отдельно, исходя из фактического сброса загрязняющих веществ.
Общий порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды определен в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - Указания), утвержденных Минприроды 26.01.1993.
В соответствии с данными Указаниями (раздел 5, приложение в„– 1) плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты определяется по формуле, учитывающей фактическую массу сброса конкретных загрязняющих веществ.
В силу пункта 5.2 Указаний фактическая масса годового сброса учитывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме в„– 2-ТП (водхоз).
В случае, если природопользователь не ведет журнал учета сбросов, то он может определять ежеквартальный фактический сброс на основании данных статистической отчетности (пункт 5.4 Указаний).
Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 (далее - Методические указания), уточняют предусмотренный Указаниями порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ).
В случае если рассчитанные по указанной методике данные о загрязнении не соответствуют фактическому загрязнению, используются данные о фактическом сбросе.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и ООО "Теплоэнергосеть" не оспаривает, что оно, являясь природопользователем, в спорный период осуществляло деятельность по водоотведению сточных вод и сбросу их в водные объекты. Очистные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, переданы Обществу в аренду. Следовательно, Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен Управлением в соответствии с Методическими указаниями на основании ежегодной статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) за 2011 - 2013 годы, представленной ООО "Теплоэнергосеть" в Верхне-Волжское бассейновое водное управление по Чувашской Республике Федерального агентства водных ресурсов. Журналы первичного учета использованной воды, акты отбора проб, протоколы количественного химического анализа сточных вод, Общество не представило. Доказательства наличия ошибок в отчетах по форме 2-ТП (водхоз) в материалах дела отсутствуют.
Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы, признали его верным. ООО "Теплоэнергосеть" не представило иной методики расчетов и документально не обосновало, что определенное Росприроднадзором количество загрязняющих веществ не соответствует их фактическому количеству.
Установленные судами обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Росприроднадзора о взыскании с ООО "Теплоэнергосеть" платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2012 года по четвертый квартал 2013 года в сумме 3 523 956 рублей 03 копеек.
Довод заявителя жалобы о том, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление не учло расходы, понесенные Обществом при осуществлении природоохранных мероприятий, отклоняется судом округа на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Порядка в„– 632 органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
В разделе 6 Указаний установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, а в разделе 7 - порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от него отдельных природопользователей.
Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.3 Указаний).
Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий (пункт 6.12 Указаний).
Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.13 Указаний).
Таким образом, планируемые природоохранные мероприятия должны быть согласованы с уполномоченными органами и предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе уже согласованных с указанными органами планируемых природоохранных мероприятий.
В силу пункта 7.1 Указаний понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации республик в составе Российской Федерации или обращению природопользователей.
Природопользователи обращаются в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее с необходимыми обоснованиями и расчетами (пункт 7.2 Указаний).
Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации рассматривают предложения, обоснования и расчеты, которые подготовлены природопользователями. При решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Предложения в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (пункт 7.3 Указаний).
В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях (пункт 7.6 Указаний).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о согласовании Обществом с уполномоченными органами планируемых природоохранных мероприятий, об обращении природопользователя в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также о согласовании Обществом с уполномоченными органами плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что затраты ООО "Теплоэнергосеть" на проведение ряда природоохранных мероприятий не могут быть зачтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду при рассмотрении настоящего спора.
Довод Общества о том, что суд первой инстанции, отказав ему в проведении экспертизы, не вынес соответствующее определение, подлежит отклонению.
Согласно частям 1, 2 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства. Определение выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения.
В соответствии с частью 3 статьи 184 АПК РФ определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит во всех случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В других случаях арбитражный суд вправе вынести определение в виде как отдельного судебного акта, так и протокольного определения.
Протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания (часть 5 статьи 184 АПК РФ).
Возможность обжалования определения об отказе в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, статьей 82 АПК РФ не предусмотрена, поэтому суд первой инстанций, отклоняя ходатайство Общества о проведении экологической экспертизы, правомерно вынес протокольное определение, о чем в протоколе судебного заседания от 15.07.2015 имеется соответствующая отметка.
В остальной части законность принятых судебных актов судом округа не проверялась, поскольку она не обжаловалась лицами, участвующими в деле.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу в„– А79-3356/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосеть" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосеть".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------