Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.05.2016 N Ф01-1519/2016 по делу N А43-16147/2015
Требование: 1) О признании незаконным распоряжения администрации города об отказе в переводе расположенного в доме жилого помещения Об обязании администрации выдать уведомление о переводе жилого помещения в нежилое.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением предпринимателем поэтажного плана дома, плана квартиры, а также оформленного в установленном порядке проекта ее переустройства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку были представлены все необходимые для перевода жилого помещения в нежилое документы, кроме технического паспорта на квартиру, об отсутствии которого администрация была обязана уведомить предпринимателя, однако не сделала этого, чем лишила последнего возможности его представить.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2016 г. по делу в„– А43-16147/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Александровой О.В.,
при участии представителей
от заявителя: Бугрова Э.Н. (доверенность от 01.11.2015),
от заинтересованного лица: Цимбаловой И.Н. (доверенность от 23.09.2015 в„– 33-01-687/вн),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н.,
по делу в„– А43-16147/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Заусайловой Елизаветы Дмитриевны
о признании незаконным распоряжения администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 24.04.2015 в„– 558-р
и

установил:

индивидуальный предприниматель Заусайлова Елизавета Дмитриевна (далее - ИП Заусайлова Е.Д., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 24.04.2015 в„– 558-р об отказе в переводе квартиры в„– 1 жилого дома в„– 9, расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Верхнепечерская, дом 9, в нежилое помещение; об обязании Администрации в течение месяца с момента принятия решения выдать Предпринимателю уведомление о переводе квартиры в„– 1 названного жилого дома в нежилое помещение.
Суд первой инстанции решением от 01.10.2015 отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 10.02.2016 решение суда отменено, заявленные требования Предпринимателя удовлетворены.
Администрация не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Администрация полагает, что правомерно отказала Предпринимателю в переводе жилого помещения в нежилое в связи с тем, что представленные последним документы противоречили пунктам 3 - 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Суд апелляционной инстанции, обязав орган местного самоуправления выдать уведомление о переводе, лишил Администрацию прав, предусмотренных частью 1 статьи 23 ЖК РФ. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Предпринимателя в отзыве и судебном заседании возразил против доводов заявителя.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Заусайлова Е.Д. является собственником квартиры в„– 1 жилого дома в„– 9, расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Верхнепечерская, дом 9, общей площадью 62,1 квадратного метра (свидетельство о государственной регистрации права от 02.12.2011 серии 52 АД в„– 193581).
ИП Заусайлова Е.Д. 26.03.2015 обратилась в Администрацию с заявлением о переводе указанной квартиры из жилого помещения в нежилое, приложив необходимые документы.
Распоряжением от 24.04.2015 в„– 558-р Администрация отказала Предпринимателю в переводе жилого помещения в нежилое, указав на нарушение пунктов 3 - 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ в связи с отсутствием плана переводимого помещения, поэтажного плана дома, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Посчитав данное распоряжение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 19, 23, 24 ЖК РФ, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 в„– 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации", суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемого ненормативного акта Администрации и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем посчитал распоряжение органа местного самоуправления от 24.04.2015 в„– 558-р об отказе в переводе спорной квартиры в нежилое помещение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения (подпункт 3 пункта 1 статьи 24 данного Кодекса).
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При этом в части 2.1 статьи 23 ЖК РФ установлено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (часть 3 статьи 23 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В рассмотренном случае Администрация распоряжением от 24.04.2015 в„– 558-р отказала Предпринимателю в переводе жилого помещения в нежилое, указав на отсутствие плана переводимого помещения, поэтажного плана дома, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Суды установили, что при обращении в орган местного самоуправления 26.03.2015 с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое ИП Заусайловой Е.Д. были представлены следующие документы: свидетельство о праве собственности (нотариальная копия), выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (заверенная копия), свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (заверенная копия), выписка из лицевого счета (оригинал), свидетельствующий о том, что в квартире никто не прописан, доверенность на представителя (оригинал), проект перепланировки переводимого помещения с приложениями.
Таким образом, ссылка Администрации на отсутствие в составе представленных документов проекта перепланировки переводимого помещения, несостоятельна.
Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 в„– 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В соответствии с пунктом 4 названного постановления БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
В данном случае Администрация в порядке межведомственного взаимодействия письмом от 13.04.2015 в„– 33-02-2056/15/ис запросила у ФГУП "Ростехинвентаризация" на основании части 2.1 статьи 23 ЖК РФ технический паспорт на переводимую квартиру.
В ответ на данный запрос Нагорное отделение Нижегородского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" письмом от 24.04.2015 в„– 191 сообщило органу местного самоуправления о том, что технический паспорт на квартиру в„– 1 по улице Верхнепечерская, дом, 9, отсутствует; технический паспорт на жилое помещение (квартиру) составляется по заявлению собственника (нанимателя) после обследования объекта; работа проводится на возмездной основе.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции установил, что Администрация не уведомила ИП Заусайлову Е.Д. о получении ответа от органа БТИ и не предложила ей представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, как того требует пункт 1.1 части 1 статьи 24 ЖК РФ, а в день получения указанного ответа издала оспариваемое распоряжение.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Администрация лишила заявителя возможности устранить указанное нарушение, тогда как могла отказать в переводе жилого помещения в нежилое лишь в случае неполучения от него соответствующего документа и (или) информации в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления, а значит, необходимая по действующему законодательству процедура ею не соблюдена.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного орган местного самоуправления в материалы дела не представил.
Предприниматель в судебном заседании суда апелляционной инстанции представил технический паспорт (с выкопировкой из поэтажного плана) по состоянию на 27.01.2014 (с приобщением в материалы дела его копии), а также инвентаризационный план второго этажа дома, которые имелись у него в наличии на момент его обращения в Администрацию с соответствующим заявлением и издания оспариваемого распоряжения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что исходя из обстоятельств дела фактически отказ Администрации связан с непредставлением технического паспорта на спорное помещение. Об отсутствии иных документов, а также оснований для отказа в переводе квартиры в нежилое помещение органом местного самоуправления не заявлено, о чем свидетельствуют пояснения представителя Администрации в суде первой инстанции (аудиозапись судебного процесса) и отзыв на апелляционную жалобу. Поэтажный план дома орган местного самоуправления не запрашивал.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что Предприниматель представил все документы, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое, в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для отказа заявителю в переводе квартиры в нежилое, перечисленные в части 1 статьи 24 ЖК РФ.
В связи с изложенным апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение Администрации противоречило требованиям действующего жилищного законодательства и нарушало права и законные интересы ИП Заусайловой Е.Д. в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении апелляционным судом норм материального права; направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2016 о приостановлении исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу в„– А43-16147/2015 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу в„– А43-16147/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2016 о приостановлении исполнения постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу в„– А43-16147/2015 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА


------------------------------------------------------------------