Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2016 N Ф01-4201/2016 по делу N А29-12758/2015
Требование: О взыскании долга, образовавшегося вследствие неправомерной выплаты пособий.
Обстоятельства: Региональное отделение Фонда социального страхования РФ установило, что министерство труда субъекта РФ неправомерно выплатило государственные пособия уволенным лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт необоснованной выплаты пособий установлен, взыскание с граждан излишне выплаченных сумм пособий не освобождает министерство от обязанности по их возврату Фонду.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу в„– А29-12758/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Прудниковой Н.А. (доверенность от 28.12.2015),
от ответчика: Хозяиновой Я.В. (доверенность от 11.10.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016,
принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Малых Е.Г.,
по делу в„– А29-12758/2015 Арбитражного суда Республики Коми
по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
(ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302)
о взыскании задолженности
и

установил:

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, Региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство) о взыскании 106 028 рублей 97 копеек задолженности, образовавшейся в связи с неправомерной выплатой Министерством государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Суд решением от 07.04.2016 отказал в удовлетворении иска.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 решение суда отменено; требование Фонда удовлетворено.
Министерство не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 28, 38, 158, 161 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 3, 19 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон в„– 81-ФЗ) и Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 в„– 1162 (далее - Правила в„– 1162). По мнению заявителя, переплата денежных средств произошла в результате виновных действий граждан (Юровой В.С., Кравец К.С., Желниной Н.К., Костина И.Н., Кусковой Т.Н., Васильевой О.Н.). Министерство указывает, что у него отсутствовали законные основания для отказа в назначении и выплате пособий граждан как на дату их обращения, так и в последующие даты; граждане не поставили Министерство в известность об обстоятельствах, влияющих на назначение и выплату пособий. Подробно доводы Министерства приведены в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фонд и Агентство Республики Коми по социальному развитию (в настоящее время - Министерство) заключили договор от 26.12.2007 в„– 335 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом в„– 81-ФЗ.
Согласно условиям данного договора Фонд осуществляет перечисление средств ответчику для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом в„– 81-ФЗ, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 в„– 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Постановление в„– 866) и от 30.12.2006 в„– 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Постановление в„– 865).
На основании пункта 2.3 договора в„– 335 Министерство обязано обеспечить ежемесячно, до пятого числа текущего месяца, выплату пособия получателям через территориальные органы органа социальной защиты населения - Управления (отделы) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства получателей пособия в размере и сроки, установленные статьями 14, 15 Федерального закона в„– 81-ФЗ, а также в порядке, установленном Постановлении в„– 865, путем перечисления средств, полученных из фонда, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия; ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, предоставить Фонду отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособия, в порядке и по форме, которые утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации; вести обособленный учет средств, выделенных на выплату пособия; осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий территориальными органами органа социальной защиты населения - управлениями (отделами) социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми; обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособия.
Договор распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008, и действует по 31.12.2008, а в части расчетов - до исполнения сторонами своих обязательств (пункты 3.1 и 3.2 договора в„– 335).
Фонд и Министерство 23.12.2008 заключили договор в„– 525 на условиях, аналогичных условиям договора от 26.12.2007 в„– 335.
Договор распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, и действует по 31.12.2009, а в части расчетов - до исполнения сторонами своих обязательств (пункты 3.1 и 3.2 договора в„– 525).
Фонд и Министерство заключили договор от 30.12.2011 в„– 533, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом расходов на выплату ответчиком отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность полномочия) в установленном порядке (далее - пособия), согласно Правилам в„– 1162.
В соответствии с пунктом 2.1 договора в„– 533 Фонд осуществляет ежемесячно перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 Правил в„– 1162, на лицевой счет Министерства в течение пяти рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, на основании заявок, представленных ответчиком, в соответствии с Правилами в„– 1162; проверяет отчет Министерства о расходовании средств, выделенных для выплаты пособий, представляемый в соответствии с Правилами в„– 1162, документы, подтверждающие перечисление пособий получателям, а также документы, подтверждающие основания для назначения пособий и их выплаты; осуществляет контроль за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий.
В силу пункта 2.2 договора в„– 533 Министерство ведет реестр лиц, которым выплачиваются пособия; представляет в Фонд ежемесячно до 20-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, - до первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, заявки на перечисление средств на выплату пособий в соответствии с Правилами в„– 1162; обеспечивает ежемесячно в течение пяти рабочих дней с даты получения от Фонда средств на финансовое обеспечение расходов на выплату пособий, но не позднее 15-го числа текущего месяца перечисление указанных средств в организации федеральной почтовой службы либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособий; представляет Фонду ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, отчет о расходовании средств, выделенных на выплату пособий, в порядке и по форме, которые устанавливаются Фондом; ведет обособленный учет средств, выделенных на пособия; осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий; обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
В пункте 2.3 договора в„– 533 стороны предусмотрели, что они ежеквартально проводят сверку расчетов.
Договор вступает в силу с 01.01.2012 и действует по 31.12.2012, а в части расчетов - до дня исполнения сторонами своих обязательств (пункт 3.1 договора в„– 533).
Фонд и Министерство 29.12.2012 заключили договор в„– 556 с условиями, аналогичными условиям договора от 30.12.2011 в„– 533.
Договора в„– 556 вступает в силу с 01.01.2013 и действует по 31.12.2013, а в части расчетов - до дня исполнения сторонами своих обязательств (пункт 3.1 договора в„– 556).
По мнению истца, в 2013 году ему стало известно о том, что в нарушение бюджетного законодательства ряд лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, получили отдельные виды государственных пособий.
Письмами от 10.09.2012 в„– 14-08/5298, от 08.05.2013 в„– 14-08/2649, от 10.09.2013 в„– 14-08/5061, от 10.10.2013 в„– 14-08/5675 и от 08.11.2013 в„– 14-08/6279 Министерство направило в адрес Фонда отчеты за август 2012 года и за апрель, август, сентябрь, октябрь 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр в„– 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно реестру Юрова Валентина Степановна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, Юровым Ярославом Андреевичем, 31.03.2012 года рождения, в размере 8 373 рублей 60 копеек за период с 01.06.2012 по 31.08.2012; Кравец Ксения Сергеевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком Голенок Артемом Николаевичем, 05.02.2012 года рождения, в размере 21 983 рублей 26 копеек за период с 09.10.2012 по 31.03.2013 (по состоянию на 18.11.2015 остаток задолженности составил 17 983 рублей 26 копеек); Желнина Наталья Константиновна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком Желниной Миланой Вячеславовной, 23.09.2011 года рождения, в размере 13 678 рублей 65 копеек за период с 01.02.2013 по 23.03.2013; Костин Иван Николаевич неправомерно получил единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 15 705 рублей 13 копеек; Кускова Татьяна Николаевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, Кусковым Алексеем Дмитриевичем, 09.06.2012 года рождения, в размере 46 501 рубля 30 копеек за период с 01.11.2012 по 30.06.2013 (по состоянию на 18.11.2015 остаток задолженности составил 39 001 рубль 30 копеек); Васильева Оксана Николаевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком Васильевым Никитой Андреевичем, 29.11.2007 года рождения, в размере 15 071 рубля 85 копеек за период с 01.11.2008 по 29.05.2009.
Министерство также представило решение мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 05.05.2012 по делу в„– 2-403/14 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми - "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о взыскании с Кравец К.С. незаконно полученных денежных средств в сумме 17 983 рублей 26 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Воркуте от 22.08.2015, письмо отдела судебных приставов по городу Воркуте от 31.08.2015 в„– 11002/15/1247233, из которых следует, что в отношении Кравец К.С. возбуждено исполнительное производство о взыскании 17 983 рублей 26 копеек; решение мирового судьи Северного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 21.05.2014 по делу в„– 2-669/2014 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми - "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о взыскании с Желниной Н.К. излишне выплаченных денежных средств в сумме 13 678 рублей 65 копеек, письмо отдела судебных приставов по городу Воркуте от 22.10.2015 в„– 11002/15/1457217, из которого следует, что в отношении Желниной Н.К. возбуждено исполнительное производство о взыскании 13 678 рублей 65 копеек; заочное решение мирового судьи Выльгортского судебного участка Республики Коми от 09.12.2013 по делу в„– 2-1826/2013 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района" о взыскании с Костина И.Н. излишне выплаченной суммы единовременного пособия при рождении ребенка в размере 15 705 рублей 13 копеек, постановление отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 09.07.2014 о возбуждении исполнительного производства в отношении Костина И.Н.; решение мирового судьи Краснозатонского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 10.11.2014 по делу в„– 2-2166/14 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о взыскании с Кусковой Т.Н. неосновательного обогащения в сумме 39 001 рубля 30 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Сыктывкару в„– 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 11.02.2015 о возбуждении исполнительного производства в отношении Кусковой Т.Н.; решение мирового судьи Лесозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 02.12.2014 по делу в„– 2-1104/2014 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" о взыскании с Васильевой О.Н. излишне выплаченной суммы пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет в размере 15 071 рублей 85 копеек, постановление отдела судебных приставов по городу Сыктывкару в„– 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 15.06.2015 о возбуждении исполнительного производства в отношении Васильевой О.Н. и решение мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района города Сыктывкара от 07.12.2012 по делу в„– 2-1447/2012 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара" о взыскании с Юровой В.С. излишне выплаченной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 8 373 рублей 60 копеек.
Письмом от 06.08.2015 Фонд сообщил Министерству об остатках сумм задолженности по пособиям граждан, имеющим детей, выплата которых произведена в нарушение действующего законодательства и подлежит возврату на счет регионального отделения для проверки и подтверждения с просьбой сообщить о сроках погашения числящейся задолженности и мероприятиях по работе с задолженностью.
В письме от 28.08.2015 Министерство указало об исключении из списка - Корычевой Р.О. и о возбуждении исполнительного производства в отношении граждан, выплата государственных пособий которым была произведена в нарушение действующего законодательства.
В письме от 22.09.2015 в„– 14-08/6887 Министерство сообщило Фонду, что по состоянию на 14.09.2015 остаток долга Васильевой О.Н. составил 15 071 рубль 85 копеек, Желниной Н.К. - 13 678 рублей 65 копеек, Костиным И.Н. - 15 705 рублей 13 копеек, Кравец К.С. - 17 983 рубля 26 копеек, Кусковой Т.Н. - 39 001 рубль 30 копеек, Юровой В.С. - 8 373 рубля 60 копеек.
Платежными поручениями от 25.12.2015 в„– 413, от 01.03.2016 в„– 99366 и от 01.03.2016 в„– 99367 Министерство вернуло Фонду 3 784 рубля (часть неправомерно полученного Желниной Н.К. ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком).
Поскольку Министерство в полном объеме денежные средства Фонду не возвратило, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отменив решение суда и удовлетворив исковое требование, Второй Арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38, 306.4 БК РФ, статьями 3, 19 Федерального закона в„– 81-ФЗ и Правилами в„– 1162 и пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по возврату истцу излишне выплаченных сумм пособий.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона в„– 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком и единовременное пособие при рождении ребенка являются видами государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Федеральным законом в„– 81-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 утверждены Правила в„– 1162 (действовавшие в спорном периоде), определяющие порядок финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Правил в„– 1162 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой и ежемесячного пособия по уходу за ребенком перечисленным в названном пункте лицам. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 в„– 1012н.
Фонд в течение пяти рабочих дней с даты поступления межбюджетных трансфертов распределяет их между его территориальными органами на основании заявок и отчетов о расходовании средств, представляемых ими ежемесячно, но не позднее 25-го числа текущего месяца, а в отношении лиц, обратившихся впервые за пособием, - до первого числа месяца, следующего за месяцем обращения (пункт 4 Правил в„– 1162).
Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов, связанных с выплатой в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на основании договора, заключенного ими (пункт 5 Правил в„– 1162).
В пункте 13 Правил в„– 1162 предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами в„– 1162, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт необоснованной выплаты пособий Васильевой О.Н., Желниной Н.К., Костину И.Н., Кравец К.С., Кусковой Т.Н., и Юровой В.С. в спорной сумме судом установлен и подтвержден материалами дела.
Взыскание излишне выплаченных сумм пособий с граждан не освобождает ответчика от обязанности возврата этих сумм истцу.
Доказательств возвращения Фонду денежных средств в искомой сумме Министерство не представило.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск Фонда.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу в„– А29-12758/2015 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------