Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.11.2016 N Ф01-4704/2016 по делу N А38-3231/2016
Требование: О признании незаконными решений антимонопольного органа.
Обстоятельства: Рассмотрев жалобу на рекламу, которую, по мнению предпринимателя, владелец домена размещает на сайте в сети Интернет без учета требований ст. 8 ФЗ "О рекламе", антимонопольный орган отказал в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе, указав на отсутствие соответствующих оснований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что размещение на сайте информации не может рассматриваться как размещение рекламы товаров при дистанционном способе продажи.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Марий Эл



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. по делу в„– А38-3231/2016

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Благодарова Юрия Петровича
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.06.2016,
принятое судьей Камаевой А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А38-3231/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Благодарова Юрия Петровича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
о признании незаконными решений об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе
и

установил:

индивидуальный предприниматель Благодаров Юрий Петрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.10.2015 в„– 03-08/8971, от 29.01.2016 в„– 03-08/505, от 17.03.2016 в„– 03-08/1762 об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе.
Суд решением от 28.06.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 решение оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, сделали выводы не соответствующие обстоятельствам дела. Предприниматель считает, что информация представленная на сайте http://будерус.рф является рекламой; юридическое лицо, стоящее за торговой фирмой "Региональный центр "Buderas" и владелец домена будерус.рф размещают данную рекламу без учета требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве возразило против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.08.2015 в Управление обратился Предприниматель с заявлением о несоответствии законодательству о рекламе информации, размещенной на сайте http://будерус.рф.
По результатам рассмотрения обращения Предпринимателя Управление приняло решение от 26.10.2015 в„– 0308/8971 об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.
Предприниматель 11.01.2016 направил в Управление претензионное письмо в отношении информации, размещенной на сайте будерус.рф.
Письмом от 29.01.2016 в„– 03-08/505 Управление уведомило Предпринимателя об отсутствии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Предприниматель 18.02.2016 вновь обратился в антимонопольный орган с заявлением о признании факта использования рекламы на сайте будерус.рф незаконным и возбуждении производства по выявлению владельца сайта и доменного имени.
В связи с отсутствием новых обстоятельств письмом от 17.03.2016 в„– 03-08/1762 Управление уведомило Предпринимателя о прекращении с ним переписки, касающейся вопроса квалификации информации, размещенной на сайте будерус.рф.
Предприниматель не согласился с решением антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 162, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 8, 33, 36 Закона о рекламе, Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 в„– 508 (далее - Правила в„– 508), Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 в„– 612 (далее - Правила в„– 612), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 в„– 711/12 (далее - Административный регламент), суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решений Управления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статей 33 и 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом.
Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно пункту 15 Правил в„– 508 антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с данными Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления. При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли данное дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела (пункт 16 Правил в„– 508).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил в„– 508 антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в случае отсутствия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи содержит статья 8 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
В письме от 28.08.2015 в„– АК/45828/15 "О рекламе в сети "Интернет" Федеральная антимонопольная служба России разъяснила, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.
Суды установили, что Управление провело мониторинг сайта ппр://будерус.рф и выявило, что на указанном сайте содержится информация относительно деятельности компании Региональный центр "Buderas", описываются услуги данного центра, указаны характеристики продукции, представлена информация о ценах и акциях, проводимых организацией, а также информация об адресах осуществления деятельности.
Проанализировав полученную информацию, антимонопольный орган пришел к верному заключению о том, что информация, размещенная на сайте ппр://будерус.рф, не является рекламой.
Понятие продажи товара дистанционном способом содержится в пункте 2 Правил в„– 612, согласно которому продажа товаров дистанционным способом является продажей товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 указанных правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, в случае, если для приобретения товара потребителю необходимо обратиться по месту осуществления деятельности продавца, и только после этого товар может быть вывезен самим потребителем или при помощи услуги по доставке, осуществляемой продавцом товара, такой способ продажи товара не является дистанционным.
Осуществив проверочные мероприятия в отношении предлагаемых на сайте ппр://будерус.рф товаров, антимонопольный орган установил, что данные товары можно приобрести только путем обращения в Региональный центр "Buderus", следовательно, размещенная на данном сайте информация не может рассматриваться как реклама товаров при дистанционном способе их продажи.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об обоснованности решений Управления от 26.10.2015 в„– 03-08/8971 и от 29.01.2016 в„– 03-08/505 об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Согласно пункту 5.8 Административного регламента, в случае если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
Письмами от 26.10.2015 в„– 0308/8971 и от 29.01.2016 в„– 03-08/505 Управление уведомило Предпринимателя об отсутствии оснований для возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, и, поскольку в заявлении от 18.02.2016 Предприниматель не привел новых доводов и обстоятельств, антимонопольный орган правомерно уведомил заявителя о прекращении переписки с ним по вопросу квалификации информации, размещенной на сайте будерус.рф.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 150 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 150 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу А38-3231/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Благодарова Юрия Петровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Благодарова Юрия Петровича.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Благодарову Юрию Петровичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 150 рублей, излишне уплаченную по платежному документу 09.09.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------