По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.01.2016 N Ф01-5940/2015 по делу N А29-9189/2014
Требование: О взыскании субсидий на техническое и технологическое перевооружение.
Обстоятельства: Стороны заключили соглашение о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере сельского хозяйства. Допустив нарушение порядка предоставления субсидий, общество не исполнило требование о возврате денежных средств в республиканский бюджет.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество не представило документы, свидетельствующие о несении им расходов, указанных в перечнях затрат, прилагаемых к заявлениям о предоставлении субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Коми
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу в„– А29-9189/2014
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью крестьянского хозяйства "Мичаин"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2015,
принятое судьей Егоровой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу в„– А29-9189/2014
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
(ИНН: 1101481729, ОГРН: 1021100521562)
к обществу с ограниченной ответственностью крестьянского хозяйства "Мичаин"
(ИНН: 1113003244, ОГРН: 1031100930167),
о взыскании субсидий
и
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью крестьянскому хозяйству "Мичаин" (далее - ООО КХ "Мичаин", Общество) о взыскании субсидий на техническое и технологическое перевооружение в размере 4 595 250 рублей в связи с нарушением условий предоставления субсидий.
Суд первой инстанции решением от 15.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2015, иск удовлетворил.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и нарушили нормы процессуального права, рассмотрев административное дело в рамках искового производства. По его мнению, Министерством не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку на основании абзаца 5 пункта 12 Правил финансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 в„– 576, оно имело право обратиться в суд с настоящим требованием только в случае несоблюдения получателем субсидии графика возврата средств республиканского бюджета Республики Коми. ООО КХ "Мичаин" полагает, что приказы Министерства от 16.02.2012 в„– 25 и от 22.02.2013 в„– 45 (в редакции приказа от 28.10.2013 в„– 331) в части предоставления данных о стопроцентной оплате техники не распространяются на правоотношения сторон по настоящему делу, поскольку они возникли ранее их издания. Кроме того, заявитель указывает, что суды необоснованно не привлекли к участию в деле Министерство финансов Республики Коми. Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство и ООО КХ "Мичаин" заключили соглашение от 17.07.2008 в„– 07/112 о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы (далее - Соглашение в„– 07/112), а также дополнительные соглашения к нему от 02.02.2010 и 25.03.2011.
Согласно пункту 1.1 предметом Соглашения в„– 07/112 являлось взаимодействие сторон, направленное на реализацию на территории Республики Коми Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и республиканских мероприятий по ее выполнению.
Пунктом 2.1.3 Соглашения в„– 07/112 определено, что Министерство перечисляет Обществу выделенные на 2008 год и последующие годы до 2012 года включительно бюджетные средства в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми, в том числе оказывает государственную поддержку ООО КХ "Мичаин" на приобретение удобрений, семян и современной техники.
На основании пункта 3.1.1 Соглашения в„– 07/112 Министерство имеет право осуществлять контроль за деятельностью Общества в части исполнения положений соглашения.
В силу пункта 5.4 Соглашение в„– 07/112 вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Условия вступившего в законную силу Соглашения применяются и распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2008, и действуют до 31.12.2012.
От Общества в Министерство 19.07.2012, 10.10.2012 и 30.10.2012 поступили заявления о предоставлении субсидий на техническое и технологическое перевооружение в суммах 1 034 117 рублей, 1 591 280 рублей и 547 400 рублей соответственно, в обоснование которых Общество представило договоры поставки и спецификации к ним, товарные накладные, счета-фактуры и платежные поручения.
На основании приказов Минсельхозпрода Республики Коми от 14.08.2012 в„– 212, от 09.11.2012 в„– 318 и от 24.12.2012 в„– 385 истец перечислил ответчику субсидии платежными поручениями от 17.08.2012 в„– 372220 в размере 1 034 117 рублей, от 14.11.2012 в„– 525958 в размере 1 591 280 рублей и от 28.12.2012 в„– 636639 в размере 547 400 рублей.
Министерство и ООО КХ "Мичаин" заключили соглашение от 22.02.2013 в„– 07-16/32 о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства (далее - Соглашение в„– 07-16/32), а также дополнительное соглашение от 17.07.2014 в„– 07-15/96.
Пунктом 1.1 Соглашения в„– 07-16/32 предусмотрено, что в соответствии с соглашением стороны осуществляют сотрудничество и взаимодействие по вопросам государственной поддержки и в целях реализации мероприятий государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков".
В силу пункта 2.1.3 Соглашения в„– 07-16/32 Министерство предоставляет Обществу средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на реализацию мероприятий Государственной программы, в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми на соответствующий финансовый год.
На основании пункта 3.1.1 Соглашения в„– 07-16/32 Министерство имеет право осуществлять контроль за деятельностью Общества в части исполнения положений Соглашения.
В пункте 5.6 Соглашения в„– 07-16/32 установлено, что его условия применяются и распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с момента подписания Соглашения, и действуют до 31.12.2015.
От Общества в Министерство 22.05.2013, 30.10.2013, 14.04.2014 и 24.07.2014 поступили заявления о предоставлении субсидий на техническое и технологическое перевооружение выращивания картофеля и овощей, животноводства и кормопроизводства на приобретение оборудования для площадок по убою крупного рогатого скота и овец в суммах 2 316 130 рублей, 295 820 рублей, 94 192 рублей, 525 000 рублей, 1 110 200 рублей соответственно, в обоснование которых Общество представило договоры поставки и спецификации к ним, товарные накладные, счета-фактуры и платежные поручения.
Во исполнение приказов Минсельхозпрода Республики Коми от 18.06.2013 в„– 162, от 23.08.2013 в„– 244, от 26.11.2013 в„– 382, от 23.05.2014 в„– 129, от 21.08.2014 в„– 286 Министерство в адрес ООО КХ "Мичаин" перечислило субсидии платежными поручениями от 21.06.2013 в„– 364094 в размере 635 220 рублей, от 21.06.2013 в„– 364 092 в размере 1 680 630 рублей, от 28.08.2013 в„– 512892 в размере 280 рублей, от 28.11.2013 в„– 734391 в размере 266 238 рублей, от 28.11.2013 в„– 734392 в размере 683 870 рублей, от 28.05.2014 в„– 281642 в размере 94 192 рублей, от 26.08.2014 в„– 469587 в размере 472 500 рублей, от 26.08.2014 в„– 469589 в размере 999 180 рублей.
На основании приказов от 30.04.2014 в„– 109 и от 02.09.2014 в„– 309 Министерство в отношении ООО КХ "Мичаин" провело проверку на предмет соблюдения условий получения субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на техническое и технологическое перевооружение в 2012 - 2013 годах, в текущем периоде 2014 года, в ходе которой установлено, что Общество фактически произвело перечисление денежных средств поставщикам по следующим платежным поручениям: от 10.04.2012 в„– 34 на сумму 224 250 рублей, от 08.06.2012 в„– 706 на сумму 1 270 750 рублей, от 24.04.2012 в„– 37 на сумму 95 810 рублей, от 03.09.2012 в„– 53280 на сумму 62 000 рублей, от 16.112012 в„– 53408 на сумму 451 000 рублей, от 04.12.2012 в„– 53422 на сумму 70 000 рублей, от 13.09.2012 в„– 53220 на сумму 453 000 рублей, от 03.09.2012 в„– 53218 на сумму 222 510 рублей, от 26.09.2012 в„– 53224 на сумму 1 260 890 рублей, от 15.11.2012 в„– 953408 на сумму 282 000 рублей, от 11.12.2012 в„– 53423 на сумму 250 000 рублей, от 28.11.2012 в„– 53420 на сумму 250 000 рублей, от 21.06.2013 в„– 40 на сумму 1 500 000 рублей, от 27.02.2013 в„– 7 на сумму 130 000 рублей, от 10.12.2013 в„– 87 на сумму 244 600 рублей, от 25.04.2013 в„– 11 на сумму 900 000 рублей.
По остальным платежным поручениям перечисления денежных средств поставщикам на дату предоставления субсидии произведено не было.
По результатам проверки составлен акт от 10.09.2014, согласно которому ООО КХ "Мичаин" в течение 30 дней с даты получения уведомления необходимо обеспечить возврат денежных средств в сумме 4 573 180 рублей, из них: за 2012 год - 415 100 рублей, за 2013 год - 2 592 208 рублей, за 2014 год - 1 565 872 рубля.
По условиям Соглашений от 17.07.2008 в„– 07/112 и от 22.02.2013 в„– 07-16/32 (с учетом дополнительных соглашений) в случае нарушения условий предоставления субсидий производится возврат бюджетных средств.
Министерство направило в адрес ООО КХ "Мичаин" уведомление от 12.09.2014 в„– 10-11/4665 о возврате денежных средств республиканского бюджета в размере 4 573 180 рублей в срок до 13.10.2014, которое Общество не исполнило, денежные средства в размере 4 573 180 рублей в бюджет не возвращены.
Неисполнение Обществом требования о возврате денежных средств в республиканский бюджет Республики Коми послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 78, 158, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Законом Республики Коми от 21.12.2007 в„– 128-РЗ "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми" (далее - Закон в„– 128-РЗ) и Порядком предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 в„– 576, суд первой инстанции удовлетворил иск и исходил из того, что доказательствами по делу подтверждается факт нарушения ответчиком условий предоставления субсидий.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент перечисления спорной субсидии) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании части 2 указанной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
Законом в„– 128-РЗ предусмотрена государственная поддержка сельского хозяйства, в том числе в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 в„– 261 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)" (далее - Постановление в„– 261) утверждена долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)", согласно которой предусмотрено предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Во исполнение Закона в„– 128-РЗ и Постановления в„– 261 постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2011 в„– 634 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году" утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2012 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)" (далее - Порядок в„– 634), а также Правила финансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов, предусмотренных в 2012 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)", долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 - 2014 годы)" и долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие аквакультуры и рыболовства в Республике Коми (2012 - 2014 годы)" (далее - Правила в„– 634).
Пунктом 2 Порядка в„– 634 определено, что средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на реализацию Целевой программы, юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на основании соглашений о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенных между Минсельхозпродом РК и юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями - получателями государственной поддержки (далее соответственно - соглашения) содержащих в том числе приложения к соглашениям, определяющие основные показатели хозяйственной деятельности получателей государственной поддержки на 2012.
Кроме того, Порядком в„– 634 предусмотрено, что для получения государственной поддержки юридические лица и крестьянские (фермерские хозяйства) предоставляют в Минсельхозпрод Республики Коми документы по перечню, установленному Минсельхозпрод Республики Коми по согласованию с Министерством финансов Республики Коми.
Минсельхозпрод Республики Коми издало приказ от 16.02.2012 в„– 25, который установил перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки с учетом заключения комиссии по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Коми.
Согласно пункту 4 приложения к приказу от 16.02.2012 в„– 25 для получения субсидий на техническое и технологическое перевооружение соискатель должен представить: заявление; выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП); сведения об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы; подлинник и копию договора купли-продажи машин и оборудования (при приобретении в лизинг - подлинник или копию договора лизинга); подлинник и копию счета-фактуры на оплату машин и оборудования (за исключением случаев приобретения их на условиях лизинга); подлинник и копию товарной накладной или акта приема-передачи машин и оборудования; подлинник и копию платежного поручения, подтверждающего оплату машин и оборудования (при приобретении машин и оборудования на условиях лизинга - подлинник и копию платежного поручения, подтверждающих оплату первоначального взноса (аванса) в соответствии с договором лизинга); гарантийное обязательство по использованию машин и оборудования на срок не менее 4 лет с момента получения субсидий и на возврат полученных субсидий в случае отчуждения до истечения данного срока и так далее.
В целях реализации Закона в„– 128-РЗ, постановления Правительства Республики Коми от 28.09.2012 в„– 424 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" (далее - Постановление в„– 424), постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2012 в„– 576 "О мерах по реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" (далее - Постановление в„– 576) утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса (далее - Порядок в„– 576), а также Правила финансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов, предусмотренных на государственную поддержку развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития рыбохозяйственного комплекса (далее - Правила в„– 576).
Правилами в„– 576 предусмотрено, что для получения государственной поддержки юридические лица и крестьянские (фермерские хозяйства) предоставляют в Минсельхозпрод Республики Коми документы по перечню, установленному Министерством по согласованию с Министерством финансов Республики Коми.
Во исполнение постановления Правительства Республики Коми от в„– 576 Минсельхозпродом Республики Коми издан приказ от 22.02.2013 в„– 45, в котором установлен перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки с учетом заключения комиссии по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Коми.
Согласно пункту 3 приложения к приказу от 22.02.2013 в„– 45 для получения субсидий на техническое и технологическое перевооружение выращивания картофеля и овощей соискатель должен представить: заявление; выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП); сведения об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы; копию договора купли-продажи тракторов, машин и оборудования; копию счета на оплату тракторов, машин и оборудования; копию товарной накладной или акта приема-передачи тракторов, машин и оборудования; копию платежного поручения, подтверждающего факт оплаты тракторов, машин и оборудования; гарантийное обязательство по использованию тракторов, машин и оборудования по форме согласно приложению в„– 3 к Перечню и так далее.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Минсельхозпрода Республики Коми от 14.08.2012 в„– 212, от 09.11.2012 в„– 318, от 24.12.2012 в„– 385, от 18.06.2013 в„– 162, от 23.08.2013 в„– 244, от 26.11.2013 в„– 382, от 23.05.2014 в„– 129, от 21.08.2014 в„– 286 истец перечислил ответчику субсидии на техническое и технологическое перевооружение выращивания картофеля и овощей, животноводства и кормопроизводства на приобретение оборудования для площадок по убою крупного рогатого скота и овец в сумме 8 004 907 рублей.
Согласно приказам в„– 25 и 45 для предоставления субсидии на техническое и технологическое перевооружение юридическое лицо представляет подлинник и копию платежного поручения (приказ в„– 25) и копию платежного поручения (приказ в„– 45), оформленного в установленном порядке, подтверждающего факт оплаты тракторов, машин и оборудования.
По условиям Соглашений от 17.07.2008 в„– 07/112 и от 22.02.2013 в„– 07-16/32 (с учетом дополнительных соглашений) в случае нарушения условий предоставления субсидий производится возврат бюджетных средств.
Суды установили, что перечислений денежных средств с расчетного счета ООО КХ "Мичаин" по платежным поручениям от 24.05.2012 в„– 953197, от 26.09.2012 в„– 953225, от 28.01.2012 в„– 53421, от 30.01.2013 в„– 3, от 27.02.2013 в„– 7, от 30.09.2013 в„– 12, от 25.04.2013 в„– 12 и от 12.03.2013 в„– 10 на сумму 4 573 180 рублей не было (подтверждается выпиской с расчетного счета ответчика).
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о том, что Общество не предоставило достоверных документов, свидетельствующих о несении расходов, которые были указаны в перечнях затрат, прилагаемых к заявлениям о предоставлении субсидий в заявленной сумме.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Общество допустило нарушение порядка предоставления субсидий, и, приняв во внимание платежи, произведенные ООО КХ "Мичаин" в счет исполнения обязательств по представленным им для получения субсидий договорам до перечисления ему Министерством сумм субсидий, обоснованно удовлетворили исковое требование в заявленной сумме.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерством не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
На основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Для настоящего спора обязательный досудебный порядок урегулирования не предусмотрен.
По условиям Соглашений в„– 07/112 и 07-16/32 все споры и разногласия, которые могут возникнуть при выполнении настоящего соглашения, разрешаются путем переговоров. В названных Соглашениях не установлено, в какой форме и в какой срок стороны проводят переговоры, на истца не возложена обязанность по направлению претензии ответчику.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления его с другими условиями и смыслом договора в целом.
При буквальном толковании условий Соглашений в„– 07/112 и 07-16/32 суды не установили, что стороны обязались соблюдать претензионный порядок, фактически обязательные элементы процедуры досудебного порядка не согласованы (сроки направления претензий, порядок их рассмотрения).
Из материалов дела также видно, что Министерство направляло Обществу уведомление о возврате денежных средств в бюджет.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на абзац 5 пункта 12 Правил в„– 576, в силу которого Министерство имело право обратиться в суд с настоящим требованием только в случае несоблюдения получателем субсидии графика возврата средств республиканского бюджета Республики Коми, несостоятельна, так как из материалов дела не усматривается, что Общество представляло данный график на согласование в Министерство. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что у получателя субсидии отсутствовали денежные средства для возврата средств республиканского бюджета, использованных с нарушением установленных условий их предоставления.
Суд кассационной инстанции признал необоснованным довод Общества о том, что приказы от 16.02.2012 в„– 25 и от 22.02.2013 в„– 45 (в редакции приказа от 28.10.2013 в„– 331) не могли применяться в рассматриваемых отношениях, так как по сведениям справочно-правовой системы "КонсультантПлюс" приказ от 22.02.2013 в„– 45 на момент подачи заявлений Обществом был официально опубликован. Содержание приказов от 16.02.2012 в„– 25 и от 22.02.2013 в„– 45 было известно ООО КХ "Мичаин", которое ими руководствовалось при подаче заявлений о предоставлении субсидий, о чем свидетельствуют приложения к заявлениям Общества.
Довод Общества о том, что судебные акты в настоящем деле вынесены в отношении ненадлежащего ответчика, отклоняется судом кассационной инстанции, так как в рассмотренном случае субсидии из республиканского бюджета были предоставлены ООО КХ "Мичаин", в связи с чем Министерство правомерно обратилось в арбитражный суд с иском к названному юридическому лицу.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, в том числе о незаконном рассмотрении судами дела в порядке искового производства и о том, что суды неправомерно не привлекли к участию в деле в качестве истца или третьего лица Министерство финансов Республики Коми, признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А29-9189/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мичаин" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на общество с ограниченной ответственностью "Мичаин".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мичаин" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
------------------------------------------------------------------