Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2016 N Ф01-6235/2015, Ф01-31/2016 по делу N А79-10026/2014
Требование: 1) О признании отсутствующим у РФ права собственности на земельный участок и об исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности на него за РФ; 2) О признании недействительным договора аренды участка и об исключении из ЕГРП записи об этом.
Обстоятельства: Администрация города считает, что регистрация права собственности РФ на участок и его передача в аренду незаконны.
Решение: Требование удовлетворено в отношении части участка, занятого автомобильной дорогой, так как земли населенных пунктов, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования, относятся к ведению муниципального образования. В удовлетворении требования в отношении части участка, занятого железнодорожным путем, отказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу в„– А79-10026/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2016.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от истцов - администрации города Чебоксары:
Артемьевой А.В. (доверенность от 30.12.2015 в„– 29/01-5520),
закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА": Павловой В.В. (доверенность от 14.01.2016 в„– 11),
Моруновой А.А. (доверенность от 14.01.2016 в„– 8),
Съедина Р.А. (доверенность от 14.01.2016 в„– 12),
от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги":
Горшковой Р.Р. (доверенность от 03.09.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истцов -
администрации города Чебоксары и закрытого акционерного общества
"Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА"на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016,
принятое судьями Соловьевой М.В., Вечкановым А.И., Богуновой Е.А.,
по делу в„– А79-10026/2014 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
по иску администрации города Чебоксары
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037) и
закрытого акционерного общества
"Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА"
(ИНН: 2127015876, ОГРН: 1022100980868)
к Территориальному управлению Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
(ИНН: 2130073740, ОГРН: 1102130006351) и
открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о признании права отсутствующим, о признании договора аренды земельного участка недействительным и об исключении записи из Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и открытое акционерное общество "Промтрактор",
и

установил:

администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - Теруправление) и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) со следующими требованиями:
- о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:0041, площадью 1409 квадратных метров, расположенный по адресу: город Чебоксары, Кабельный проезд, дом 9;
- об обязании исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись от 19.11.2012 в„– 21-21-01/152/2012-203 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 квадратных метров;
- о признании договора от 01.08.2014 в„– 47 аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:0041, площадью 1409 квадратных метров, расположенного по адресу: город Чебоксары, Кабельный проезд, дом 9, недействительным;
- об обязании исключить из ЕГРП запись в„– 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации договора аренды от 01.08.2014 в„– 47.
Исковые требования мотивированы незаконной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и нарушением внесенной в ЕГРП записью о праве собственности за Российской Федерацией на него законных прав Администрации на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена, в том числе право сдачи в аренду, получения арендной платы, а также осуществления контроля за использованием земельного участка.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 25.02.2015 удовлетворил ходатайство закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" (далее - Фирма) о вступлении в дело в качестве соистца с аналогичными требованиями.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) и открытое акционерное общество "Промтрактор" (далее - Общество).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 22.05.2015 удовлетворил заявленные требования, признав отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и обязал исключить из ЕГРП запись от 19.11.2012 в„– 21-21-01/152/2012-203 о регистрации права собственности Российской Федерации на него; суд также признал недействительным договор аренды земельного участка от 01.08.2014 в„– 47 и обязал исключить из ЕГРП запись в„– 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации данного договора.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 02.11.2016 отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, в соответствии с которым суд частично удовлетворил исковые требования Администрации, признав отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 в части (земельные участки в„– 1 и 2 согласно межевому плану от 05.02.2015); отказал в остальной части иска; в удовлетворении исковых требований Фирмы отказал полностью.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Администрация и Фирма обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить названный судебный акт вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Основные доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к следующему. Материалами дела не подтверждено наличие зарегистрированного права собственности Железной дороги на соединительный железнодорожный путь станции Чебоксары - станции Центральной с путепроводом в„– 2, а также расположение на спорном земельном участке 23-го обводного пути станции Чебоксары 1995 года ввода в эксплуатацию; соединительный железнодорожный путь не является ограниченным в обороте по требованиям пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон в„– 29-ФЗ); регистрация права собственности на земельный участок осуществлена с нарушением норм законодательства и нарушает права и законные интересы участников земельных правоотношений, что влечет к недействительности договора аренды земли.
Фирма в своей кассационной жалобе указывает на следующее. Регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права Фирмы по осуществлению пользования земельным участком и собственным имуществом, расположенным на нем; суд апелляционной инстанции ошибочно сделал вывод об отнесении частной автомобильной дороги, построенной Фирмой за счет собственных средств, к местным дорогам общего пользования; спорный железнодорожный путь не относится к магистральным линиям, а потому и земельный участок, занятый путями, не относится к федеральной собственности.
Представители Администрации и Фирмы в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, и попросили отменить принятое постановление.
В отзыве на кассационные жалобы и в судебном заседании представитель Железной дороги, а также представитель Теруправления в отзыве на кассационные жалобы сослались на законность и обоснованность обжалованного судебного акта и попросили отказать в удовлетворении жалоб.
Теруправление и третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на нее, а также заслушав представителей Администрации, Фирмы и Железной дороги, явившихся в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установил суд, в государственный кадастр недвижимости 16.08.2007 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации подъездных путей, местоположение: город Чебоксары.
На спорном земельном участке расположены железнодорожный путь и автомобильная дорога.
Администрация (арендодатель) приняла распоряжение от 16.08.2007 в„– 2635-р о предоставлении Фирме (арендатору) и Железной дороге (арендатору) земельного участка, на основании которого между данными лицами подписан договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 01.10.2007 в„– 355/3491-к, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель сдает, арендаторы принимают во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 квадратных метров, относящийся к землям населенных пунктов, для организации подъездных путей, расположенный в городе Чебоксары по Кабельному проезду, дом 9. Срок аренды определен до 01.07.2017 (пункт 2.1 договора).
Государственная регистрация договора в установленном законом порядке не произведена.
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, зарегистрировано в ЕГРП 19.11.2012, что подтверждается выпиской от 20.11.2014 в„– 00/003/2014-51110. Документом-основанием для государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок явилась статья 4 Закона в„– 29-ФЗ, что следует из представленного свидетельства серии 21АД в„– 740325.
Теруправление приняло распоряжение от 01.08.2014 в„– 157-р "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:41 в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", на основании которого Теруправление (арендодатель) и Железная дорога (арендатор) заключили договор от 01.08.2014 в„– 47 на сдачу в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Договор заключен сроком до 31.07.2063 и 24.10.2014 зарегистрирован в ЕГРП, о чем внесена запись в„– 21-21-01244/2014-124.
За Железной дорогой 25.03.2004 зарегистрировано право собственности на производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути": назначение - производственное; инвентарный номер 976407:001:007031840; адрес: Чувашская Республика, направление Черусти - Дружинине с 664 километра пикет 0 по 715 километр пикет 10; направление Алатырь - Канаш с 231 километра пикет 0 по 297 километр пикет 8; направление Чебоксары - Канаш с 0 километра пикет 0 по 100 километр пикет 4; направление Чебоксары-2 - Новочебоксарск с 1 километра пикет 0 по 32 километр пикет 10, что подтверждается свидетельством от 25.03.2004 серии 21АЖ в„– 142739.
Согласно техническому паспорту на производственно-технологический комплекс - Канашская дистанция пути, адрес (местоположение): Чувашская Республика, с 664 километра пикет 0 по 715 километр пикет 10; с 231 километра пикет 0 по 297 километр пикет 8; с 0 километра пикет 0 по 100 километр пикет 4; с 1 километра пикет 0 по 32 километр пикет 10; юридический адрес: 429300, Чувашская Республика, город Канаш, улица Канашская, дом 13, составленному филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 24.12.2003, в перечне подъездных железнодорожных путей указан 23-й обводный путь станции Чебоксары, 1995 года ввода в эксплуатацию.
В обоснование возникновения права собственности Железной дороги на соединительный железнодорожный путь станция Чебоксары - станция Центральная с путепроводом в„– 2 представлен акт приема-передачи здания (сооружения) от 17.07.2003, в соответствии с которым Общество передало, а ФГУП "Горьковская железная дорога" приняло названный объект, 2003 года ввода в эксплуатацию.
Администрация и Фирма, посчитав, что регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 и предоставление его Теруправлением в аренду Железной дороге являются незаконными и нарушают права и законные интересы истцов, последние обратились в арбитражный суд с настоящими исками.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законом. Согласно абзацу 13 названной статьи права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41, площадью 1409 квадратных метров, расположены железнодорожный путь Железной дороги и автомобильная дорога, используемая Фирмой.
Поскольку земли населенных пунктов, на которых расположены автомобильные дороги общего пользования, в соответствии с положениями статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к ведению муниципального образования город Чебоксары, суд правомерно признал Администрацию надлежащим истцом по заявленным требованиям.
Таким образом, часть спорного земельного участка, расположенная под автомобильной дорогой, относится к землям общего пользования города Чебоксары, в связи с чем относится к ведению муниципального образования и не подлежала государственной регистрации в федеральную собственность.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что договор аренды от 01.10.2007 в„– 355/3491-к, заключенный на срок более года, не зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он является незаключенным и не порождает правовых последствий для третьих лиц.
При этом суд второй инстанции установил, что у Фирмы отсутствует какое-либо право на автомобильную дорогу; правопритязаний на железнодорожный путь, проходящий по спорному земельному участку, у Фирмы не имеется.
Доказательств, однозначно свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Фирмы, либо восстановления каких-либо нарушенных прав в результате удовлетворения заявленных требований, Фирмой в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Документальных доказательств отнесения автомобильной дороги, расположенной на спорном участке, к частной собственности, не имеется. Доводы Фирмы, указанные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для настоящего дела и повлияли бы на обоснованность и законность выводов суда, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал Фирму ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, что является основанием для отказа в удовлетворении иска последней.
В статье 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 4 статьи 87 и статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
В третьем абзаце пункта 3 статьи 4 Закона в„– 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона, также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (четвертый абзац пункта 3 статьи 4 Закона в„– 29-ФЗ).
Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в соответствии с положениями статьи 4 Закона 29-ФЗ осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта. Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.01.2004 в„– 12 утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал Железной дороги, согласно которым производственно-технологические комплексы дистанций признаны сложными вещами-сооружениями, в состав которых входят разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 в„– 264 (в редакции от 04.04.2011) "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" определены порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Железной дороге для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона в„– 29-ФЗ, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы. В пункте 2 названного постановления предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются на основании договора аренды, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом), за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения. Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 в„– 611.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:000000:41 расположена часть 23-го подъездного железнодорожного пути, который является подъездным железнодорожным путем станции Чебоксары, участвующим в производственной деятельности и управлении технологическими процессами железнодорожной станции Чебоксары. Производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути" относится к магистральным путям Железной дороги.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 в силу пункта 1 статьи 8 Закона в„– 29-ФЗ ограничен в обороте, является федеральной собственностью, в связи с чем не подлежал внесению в полном объеме в уставный капитал Железной дороги.
За Железной дорогой зарегистрировано право собственности на производственно-технологический комплекс "Канашская дистанция пути", что подтверждается свидетельством от 25.03.2004 серии 21АЖ в„– 142739.
23-й обводной путь протяженностью 1910 метров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, станция Чебоксары, принят на балансовый учет структурным подразделением Канашская дистанция пути ФГУП "Горьковская железная дорога" по акту приема-передачи здания (сооружения) от 17.07.2003 в„– 1 от Общества и включен в реестр федеральной собственности.
На основании статьи 6 Закона в„– 29-ФЗ в соответствии со Сводным передаточным актом, утвержденным распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 в„– 4557-р/6-р/884р, Российская Федерация передала данный объект в уставный капитал Железной дороги, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 25.03.2004 серии 21АЖ в„– 142739, распоряжением от 30.09.2003, сводным передаточным актом, техническим паспортом, техническо-распорядительным актом и инвентарными карточками.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 20.02.2004 в„– СТ-01/763 23-й обводной путь и путепровод в„– 2 включены в состав федерального имущества; данные объекты переданы в уставный капитал Железной дороги и на них осуществлена государственная регистрация в составе производственно-технологического комплекса Канашская дистанция пути.
В материалы дела представлен межевой план от 05.02.2015, подготовленный кадастровым инженером Семилетовым А.А., из которого следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:41 проведено межевание с целью уточнения границ данного земельного участка в пределах полосы отвода железной дороги и необходимого для размещения железнодорожного полотна.
Границы земельного участка в соответствии с актом согласования местоположения границ спорного земельного участка согласованы Железной дорогой, Теруправлением, Администрацией и открытым акционерным обществом "Завод "Чувашкабель".
Из межевого плана следует, что площадь земельного участка, необходимого для размещения и содержания железнодорожного пути, составляет 301 квадратный метр в границах, установленных по координатным точкам 27, 21, 22, н1, н2, 26 и 27 (пункт 1 раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана).
Таким образом, регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41 в части, расположенной под железнодорожным путем и необходимой для его использования, является законной.
При этом в удовлетворении требований Администрации в части признания договора от 01.08.2014 в„– 47 недействительным и обязания исключить из ЕГРП запись в„– 21-21-01/244/2014-124 о государственной регистрации данного договора отказано обоснованно, ввиду правомерной передачи Теруправлением земельного участка в аренду Железной дороге в соответствии с указанными нормами права. Несоответствие договора в части площади земельного участка не влечет недействительность всего договора в силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств и названных норм права суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно частично удовлетворил требования Администрации в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:41, за исключением части, расположенной под железнодорожным путем и необходимой для его использования.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, сделанных на основе полного всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем они подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Оснований для отмены принятого судебного акта по указанным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Администрации не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Фирмы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу в„– А79-10026/2014 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Чебоксары и закрытого акционерного общества "Научно-производственная внедренческая фирма "СВАРКА" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.В.БАБАЕВ

Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Д.В.ЧЕРНЫШОВ


------------------------------------------------------------------