Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.02.2016 N Ф01-160/2016 по делу N А79-3773/2015
Требование: 1) О признании незаконными действий уполномоченного органа по включению рейса в расписание рейсов автобусов; 2) Об обязании уполномоченного органа исключить спорный рейс из расписания.
Обстоятельства: По мнению предпринимателя в расписание рейсов автобусов непосредственно перед рейсом предпринимателя, повлекли уменьшение пассажиропотока на рейсе последнего.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку информация об изменении расписания регулярных пассажирских перевозок как части маршрута была размещена правомерно и не доказано, что размещенная информация была недостоверной.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А79-3773/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Смирнова Ю.И. (доверенность от 17.02.2016 в„– 03),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.08.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015,
принятое судьями Смирновой И.А., Мальковой Д.Г., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А79-3773/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича
(ОГРН: 304212707200082, ИНН: 212700713281)
о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного
хозяйства Чувашской Республики,
третьи лица - открытое акционерное общество "Автовокзалы и автостанции",
Чувашский автотранспортный союз, общество с ограниченной ответственностью
"Альбатрос",
и

установил:

индивидуальный предприниматель Беляев Зинон Анатольевич (далее - ИП Беляев З.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии) по включению в расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам Чувашской Республики на весенне-летний период 2015 года рейса на регулярном межсубъектном автобусном маршруте в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" с отправлением с Центрального автовокзала открытого акционерного общества "Автовокзалы и автостанции" (далее - ОАО "АвтоВас") в 06 часов 35 минут и обязании Минтранса Чувашии исключить из расписания данный рейс.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ОАО "АвтоВас", Чувашский автотранспортный союз, общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - ООО "Альбатрос").
Суд первой инстанции решением от 12.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.10.2015, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 67, 71, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что суды неполно исследовали представленные в материалы дела доказательства. По его мнению, рейс с отправлением в 06 часов 35 минут соответствовал расписанию еще не открытого маршрута, не имеющего паспорта и не включенного в Реестр Минтранса России, в связи с чем на сайте Минтранса Чувашии была размещена недостоверная информация о данном маршруте, чем были нарушены права Предпринимателя. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Минтранс Чувашии и ООО "Альбатрос" в отзывах не согласились с доводами жалобы, представили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Беляев З.А. осуществляет пассажирские перевозки по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород", внесенного Минтрансом Чувашии 28.07.2014 в общероссийский реестр за в„– 2161501.
В соответствии с согласованным в установленном порядке расписанием Предприниматель осуществляет отправление из города Чебоксары в Нижний Новгород в 06 часов 40 минут с Центрального автовокзала ОАО "АвтоВАС".
Наряду с ИП Беляевым З.А. по регулярному автобусному маршруту между субъектами Российской Федерации в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" пассажирские перевозки осуществляет также ООО "Альбатрос", паспорт маршрута которого зарегистрирован в Минтрансе Чувашии 02.11.2009 в„– 2154501.
Из размещенного на официальном сайте Минтранса Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет расписания движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам Чувашской Республики на весенне-летний период 2015 года Предприниматель узнал о включении в расписание рейса на регулярном межсубъектном автобусном маршруте в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" с отправлением с Центрального автовокзала ОАО "АвтоВАС" в 06 часов 35 минут.
Посчитав оспариваемые действия Минтранса Чувашии незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Беляев З.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон в„– 196-ФЗ), статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса от 14.08.2003 в„– 178, Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 в„– 112 (далее - Правила перевозки), Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 в„– 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона в„– 196-ФЗ правовое регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Статья 2 Федерального закона в„– 196-ФЗ относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством регулирования деятельности на автомобильном транспорте, организации дорожного движения (статья 5 Федерального закона в„– 196-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 в„– 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок).
Данный Порядок разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
Согласно пункту 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица (пункт 4 Порядка).
Для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются следующие документы: заявка на открытие маршрута с указанием для юридического лица наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета, для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; копия лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом; документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств; документы, перечисленные в пункте 6 настоящего Порядка (пункт 7 Порядка).
Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия (пункт 8 Порядка).
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9 Порядка).
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику (пункт 10 Порядка).
Таким образом, указанным Порядком установлена процедура открытия нового межсубъектного автобусного маршрута. Изменение расписания движения автобусов по такому маршруту Порядком не предусмотрено.
Для решения вопроса открытия дополнительных рейсов Минтранс Чувашии запрашивает документы, предусмотренные данным Порядком.
Из письма Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 14.07.2015 в„– 325-01-05-4712/15 следует, что при изменении расписания движения автобусов по межсубъектному маршруту, а равно и включении дополнительных рейсов на существующем маршруте, после получения согласования от органов исполнительной власти субъектов оформление паспорта маршрута не требуется в связи с тем, что расписание в паспорт не входит.
В силу пунктов 9 и 15 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание - это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Следовательно, расписание движения транспортных средств является неотъемлемой частью маршрута регулярных перевозок.
Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров в Чувашской Республике, регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 в„– 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон об организации перевозок).
Согласно статье 1 Закона об организации перевозок организатор - это заказчик регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок.
Статьей 4 Закона об организации перевозок определено, что организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом.
В рамках предоставленных полномочий организатор в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок, согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок, участвует в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов регулярных перевозок, расписание движения и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 в„– 112 (далее - Правила перевозок), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
Расписание составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (пункт 4 Правил перевозок).
В случае, если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней (пункт 8 Правил перевозок).
Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию (пункт 9 Правил перевозок).
Суды установили, что для открытия автобусного маршрута ООО "Альбатрос", имеющее лицензию от 03.04.2009 в„– АСС-21-011175 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, представило полный пакет документов (от 11.04.2014 в„– 2139) в соответствии с требованиями Порядка.
Открытие ООО "Альбатрос" рейса по маршруту в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" со временем отправления из города Чебоксары в 6 часов 35 минут согласовано письмами Минтранса Чувашии от 07.05.2014 в„– 051/08-1861 и Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 16.12.2014 в„– 325-01-05-8953/14.
При этом, согласно расписанию ООО "Альбатрос" по маршруту в„– 501 "Чебоксары - Н. Новгород", автобус отправляется из города Чебоксары в город Нижний Новгород в 6 часов 35 минут.
Паспорт маршрута согласован указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внесен Министерством транспорта Российской Федерации в Реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Сведения о расписании движения автобусов по маршруту в указанный Реестр не включаются, в связи с чем повторное утверждение паспорта маршрута не требовалось.
Как видно из материалов дела, в размещенное на официальном сайте Минтранса Чувашии в сети Интернет сводное расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам включены сведения о времени отправления обслуживаемого ООО "Альбатрос" рейса по маршруту в„– 501 "Чебоксары - Нижний Новгород" из города Чебоксары в 6 часов 35 минут.
Сводное расписание движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам размещается Минтрансом Чувашии на официальном сайте Минтранса Чувашии в целях информирования населения о существующих отправлениях рейсов, поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что в рассмотренном случае размещение информации об изменении расписания регулярных пассажирских перевозок как части маршрута, соответствовало требованиям названного Порядка.
Суды установили, что в размещенном в сети "Интернет" расписании движения автобусов по междугородным (межобластным) маршрутам на весенне-летний период содержалась достоверная информация о спорном маршруте.
Доказательств того, что размещенные сведения содержали недостоверную информацию, Предприниматель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Минтранса Чувашии не противоречили действующему законодательству и не нарушали права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суды обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленными судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу в„– А79-3773/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Беляева Зинона Анатольевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА


------------------------------------------------------------------