По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.2016 N Ф01-6092/2015 по делу N А17-8637/2014
Требование: О взыскании за счет казны субъекта РФ убытков, понесенных перевозчиком вследствие предоставления гражданам отдельных категорий льгот по оплате проезда.
Обстоятельства: По истечении срока действия договора перевозчик продолжал осуществлять перевозку пассажиров и утверждает, что ему не возмещены расходы по предоставлению льгот.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие у перевозчика убытков по вине субъекта РФ не доказано, так как договор на осуществление перевозок в спорный период сторонами заключен не был, факт допуска перевозчика к их осуществлению не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ивановской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу в„– А17-8637/2014
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015,
принятое судьей Романовой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу в„– А17-8637/2014
по иску индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны
(ИНН: 370218295387, ОГРНИП: 306370229700050)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636),
Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
(ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736)
о взыскании убытков,
третье лицо - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
(ИНН: 3728012825, ОГРН: 1023700561829),
и
установил:
индивидуальный предприниматель Царькова Наталья Владимировна (далее - ИП Царькова Н.В., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 349 716 рублей, в том числе с Ивановской области 282 852 рубля за перевозку пассажиров льготных категорий за период с октября 2011 по декабрь 2012 года и с Российской Федерации 66 864 рублей за перевозку пассажиров льготных категорий за период с октября 2011 по декабрь 2012 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, неполно выяснили обстоятельства дела и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в период оказания услуг (с октября 2011 года по декабрь 2012 года) договор от 01.01.2010 в„– 041/10 не был расторгнут сторонами и являлся действующим, поэтому требования о взыскании убытков являются обоснованными. Заявитель указывает, что конкурс проводился на осуществление перевозок по маршруту в„– 100 транспортными средствами категории М3, при этом Предприниматель осуществлял деятельность по указанному маршруту транспортными средствами категории М2.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и Департамент финансов Ивановской области в отзывах на апелляционную жалобу указали, что считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Минфин России отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 14.11.2006 в„– АСС-37-410376 ИП Царькова Н.В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Между ИП Царьковой Н.В. и Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области заключен договор от 01.01.2010 в„– 041/10 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области.
В пункте 1.1 договора предусмотрено, что Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области поручает, а перевозчик принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальных регулярных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении, согласно перечню маршрутов, указанных в приложении в„– 1 к настоящему договору (маршрут в„– 100).
Согласно пунктам 1.3 и 6.1 данный договор заключается на период подготовки к проведению открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах, указанных в приложении в„– 1, и действует до проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок.
В соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 24.09.2010 в„– 4.2 заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области от 08.10.2010 в„– К008/10 с ООО "СтартАвто" на обслуживание маршрута в„– 100.
Истец заявку на участие в указанном конкурсном отборе на право заключения договора регулярных перевозок не подавал, в конкурсном отборе участия не принимал.
Срок действия договора от 01.01.2010 в„– 041/10 истек 24.09.2010. За период действия договора Предпринимателю возмещены расходы, связанные с перевозкой льготных пассажиров.
Сославшись на оказание в период с октября 2011 по декабрь 2012 года услуг по перевозке пассажиров по маршруту в„– 100 с предоставлением пассажирам при предъявлении социальной карты права проезда по льготной цене, а также на отказ возместить расходы, возникшие в связи с осуществлением перевозки льготных категорий граждан, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.Руководствуясь статьями 8, 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ), статьей 6 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Ивановской области от 11.04.2011 в„– 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области", статьями 8, 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 в„– 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении иска. Суд сделал вывод о том, что истец не доказал факт возникновения у него убытков на искомую сумму по вине государственных органов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона Ивановской области от 11.04.2011 в„– 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" (далее - Закон в„– 25-ОЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии с договором по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, заключаемым организатором транспортного обслуживания населения с перевозчиком.
Договор регулярных перевозок заключается по результатам конкурсного отбора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Закона.
В силу части 4 статьи 14 Закона в„– 25-ОЗ осуществление перевозчиком перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок без договора регулярных перевозок или временного договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора запрещается.
Осуществление перевозчиком таких перевозок транспортным средством, на которое не оформлена маршрутная карта-разрешение, запрещается (часть 4 статьи 17 Закона в„– 25-ОЗ).
Законность названных положений, а также пункта 3 статьи 11, части 1 статьи 14, части 2 статьи 17, пункта 8 части 2 статьи 18 Закона в„– 25-ОЗ была проверена Ивановским областным судом при рассмотрении дела в„– 3-22/2012.
Решением Ивановского областного суда от 21.06.2012 по делу в„– 3-22/2012 приведенные положения Закона в„– 25-ОЗ признаны не противоречащими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона в„– 184-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указано в судебных актах, определение порядка допуска перевозчика как комплекса конкурсных и организационно-правовых мероприятий, проводимых уполномоченным органом при организации транспортного обслуживания населения, произведено в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и предусматривает обеспечение равного доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг путем проведения конкурсных процедур. Наличие у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации права, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ограничивать количество перевозчиков на определенных маршрутах, согласуется с правом этих органов проводить конкурс среди перевозчиков на осуществление деятельности по таким маршрутам.
Таким образом, Законом в„– 25-ОЗ установлены условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области.
Суды установили, материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается, что в спорном периоде Предпринимателем не был заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа с организатором транспортного обслуживания населения.
Доказательств и документов, свидетельствующих о допуске Предпринимателя к осуществлению перевозок по маршруту в„– 100, в материалы дела не представлено. Маршрутной карты-разрешения, выдаваемой в установленном порядке, в спорном периоде Предприниматель не имел.
В данном случае субъектом Российской Федерации "Ивановская область" была обеспечена перевозка льготных пассажиров по указанному маршруту силами иных перевозчиков, соответствующих требованиям Закона в„– 25-ОЗ, уполномоченные органы приняли меры к организации перевозки граждан по маршруту в„– 100.
Исследовав представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истец не доказал возникновения у него убытков в спорной сумме по вине ответчиков, и обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими. Данным доводам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу в„– А17-8637/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Царькову Наталью Владимировну.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА
Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
О.А.ШЕМЯКИНА
------------------------------------------------------------------