По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.12.2016 N Ф01-5220/2016 по делу N А38-1900/2016
Требование: 1) О признании решения уполномоченного органа незаконным в части выделения объемов оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования; 2) Об обязании уполномоченного органа увеличить объемы предоставления медицинской помощи.
Обстоятельства: Медицинская организация заявила, что выделенные ей уполномоченным органом объемы оказания медицинской помощи не учитывают реальную потребность населения в медицинской помощи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку основания для выделения организации дополнительных объемов оказания медицинской помощи, не установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Марий Эл
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А38-1900/2016
06 декабря 2016 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной
ответственностью "Детский медицинской центр "Будьте здоровы"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.06.2016,
принятое судьей Коноваловым И.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А38-1900/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детский медицинской центр "Будьте здоровы" (ИНН: 1215183927, ОГРН: 1141215007394)
о признании незаконным решения от 31.12.2015 в„– 14 Комиссии по разработке
территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики
Марий Эл,
третьи лица - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл,
акционерное общество "Страховая компания СОГАЗ-Мед" в лице Марийского филиала,
открытое акционерное общество "Страховая компания "РОСНО-МС" в лице филиала "Марий Эл-РОСНО-МС",
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Детский медицинской центр "Будьте здоровы" (далее - ООО "ДМЦ "Будьте здоровы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - Комиссия, уполномоченный орган), изложенного в протоколе от 31.12.2015 в„– 14:
- в части выделения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2015 год в амбулаторных условиях в количестве 622 посещений с профилактической и иной целью, 60 посещений по неотложной медицинской помощи, 3084 обращений по поводу заболеваний и об обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение от 31.12.2015 в„– 14 и установить объемы предоставления медицинской помощи в количестве 1331 посещения с профилактической целью, 61 посещения по неотложной медицинской помощи, 10 616 обращений по поводу заболеваний;
- в части выделения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2016 год в амбулаторных условиях в количестве 1680 посещений с профилактической и иной целью, 120 посещений по неотложной медицинской помощи, 6124 обращений по поводу заболеваний и об обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение от 31.12.2015 в„– 14 о распределении объемов амбулаторной медицинской помощи не ниже показателей 1680 посещений с профилактической целью, 120 посещений по неотложной медицинской помощи, 10 616 обращений по поводу заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - Фонд), Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - Министерство), акционерное общество "Страховая компания СОГАЗ-Мед" в лице Марийского филиала (далее - АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед") и открытое акционерное общество "Страховая компания "РОСНО-МС" в лице филиала "Марий Эл-РОСНО-МС" (далее - ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС").
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суды не учли реальную потребность населения в медицинской помощи в 2015 году, которая составила 10 616 обращений, и в 2016 году не может быть меньше данного количества.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе.
Комиссия, Фонд, АО "Страховая компания СОГАЗ-Мед") и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" в отзывах на кассационную жалобу возразили относительно приведенных в ней доводов, указав на законность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество, включенное в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл в 2015 и 2016 годах, направило 31.07.2015 в адрес Комиссии предложения для формирования государственных заданий в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощи на 2016 год, в котором указало на необходимость установления следующих объемов: 1680 обращений с профилактической целью, 120 обращений по неотложной медицинской помощи, 17 520 обращений (законченный случай) по поводу заболеваний.
23.12.2015 Общество представило скорректированные предложения на 2016 год: 3154 обращения с профилактической целью, 700 - по неотложной медицинской помощи, 24 528 - по поводу заболеваний.
Комиссия 31.12.2015 утвердила распределение объемов предоставления медицинской помощи, установленных Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2016 год, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (пункт 3 протокола от 31.12.2015 в„– 14), в том числе Обществу установлены объемы в количестве 1680 посещений с профилактической и иной целью, 120 посещений по неотложной медицинской помощи, 6124 обращения по поводу заболеваний, информация о которых доведена до сведения Общества.
Одновременно данным решением произведена корректировка плановых объемов оказания медицинской помощи, установленных Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2015 год в части посещений по неотложной медицинской помощи (пункт 7 протокола от 31.12.2015 в„– 14).
Не согласившись с решением Комиссии от 31.12.2015 в„– 14 в части пунктов 3 и 7, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 36 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 в„– 158-н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о законности решения Комиссии в оспариваемой части и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 15 Закона в„– 326-ФЗ).
В статье 20 Закона в„– 326-ФЗ закреплено право медицинских организаций на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
При этом Территориальная программа обязательного медицинского страхования признается составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ).
Виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, определяются Территориальной программой обязательного медицинского страхования, которая также определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 в„– 158-н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона в„– 326-ФЗ, а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Пунктом 8 Положения установлено, что Комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 26.12.2014 в„– 698 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и от 31.12.2015 в„– 747 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2016 год" утверждены программы обязательного медицинского страхования на 2015 и 2016 годы.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент обращения 04.12.2014 Общества в Комиссию с уведомлением об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на 2015 год распределение объемов медицинской помощи для вновь созданных организаций осуществлялось исходя из возможностей и потребностей системы обязательного медицинского страхования, с учетом того, что на момент их вступления в систему обязательного медицинского страхования объемы по территориальной программе уже сформированы.
При этом Комиссия установила для Общества объемы на 2015 год в количестве 500 посещений с профилактической и иной целью, 240 посещений по неотложной помощи, 3000 обращений по поводу заболеваний.
Решением Комиссии от 31.12.2015 в„– 14 плановые объемы на 2015 год для Общества увеличены на 122 обращения с профилактической целью, на 84 - по поводу заболеваний.
Приняв во внимание информацию Общества о превышении числа посещений по сравнению с планом, Комиссия на 2016 год увеличила количество обращений до 6124 против 3084 в 2015 году; число обращений на одну занятую должность в Обществе, согласно плановым объемам, составило 1225 обращений, что выше норматива в целом по базовой программе обязательного медицинского страхования (967 обращений на одну занятую должность).
В заявке от 31.07.2015 в„– 9 Общество просило предоставить ему объемы медицинской помощи по обращениям по поводу заболеваний в размере 17 520, что на 570 процентов превышает объемы, доведенные до организации в 2015 году, в то время как рост по территориальной программе обязательного медицинского страхования составил лишь 3,1 процента.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество в установленном законом порядке оспаривало Территориальные программы на 2015 и на 2016 годы, в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что у Комиссии отсутствовали правовые основания для выделения Обществу дополнительных объемов оказания медицинской помощи, не установленных Территориальной программой обязательного медицинского страхования. Решение Комиссии, изложенное в протоколе от 31.12.2015 в„– 14, в оспариваемой части соответствует Закону в„– 326-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А38-1900/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Детский медицинской центр "Будьте здоровы" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Детский медицинской центр "Будьте здоровы".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Ю.В.НОВИКОВ
------------------------------------------------------------------