Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.12.2016 N Ф01-5392/2016 по делу N А79-1336/2015
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта.
Обстоятельства: Администрация муниципального образования полагает, что контракт в редакции поставщика, по условиям которого она несет солидарную с потребителями ответственность за оплату газа, не соответствует закону.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку администрация является муниципальным заказчиком по контракту и в силу закона обладает статусом поручителя по оплате газа, поставленного во все подведомственные ей муниципальные бюджетные учреждения, и поскольку объем поставленного газа не превышает объем газа, запрошенного администрацией в заявке на его поставку.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А79-1336/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2016.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 19.12.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрации Козловского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2016,
принятое судьей Баландаевой О.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016,
принятое судьями Долговой Ж.А., Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
по делу в„– А79-1336/2015
по иску администрации Козловского района Чувашской Республики
(ОГРН: 1022102833169, ИНН: 2107000688)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
(ОГРН: 1022100971210, ИНН: 2126003807),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Еметкинского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Карамышевского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Карачевского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Козловского городского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Солдыбаевского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Тюрлеминского сельского поселения Козловского района
Чувашской республики,
администрация Янгильдинского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Андреево-Базарского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Байгуловского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики,
администрация Аттиковского сельского поселения Козловского района
Чувашской Республики и
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб",
об урегулировании разногласий по муниципальному контракту
и

установил:

администрация Козловского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта от 26.11.2014 в„– р59-6-0279, в частности его пунктов 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2 и 4.4.4.
Исковое заявление основано на статьях 9, 15 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 528 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что условия контракта в редакции Общества, предусматривающие солидарную ответственность Администрации, как заказчика, с потребителями природного газа, противоречат нормам гражданского и бюджетного законодательства.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 10.05.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016, урегулировал разногласия, приняв редакцию спорных пунктов договора, предложенную Обществом. Суды руководствовались:
- статьями 322, 361, 363, 421, 422, 445, 525 - 527 и 532 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- статьями 1, 34 и 93 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ);
- статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ);
- статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении);
- пунктами 4 и 5 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 в„– 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (далее - Закон в„– 19-З).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить решение от 10.05.2016 и постановление от 15.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования Администрации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на Администрацию может быть возложена обязанность по оплате потребленного ресурса только в отношении подведомственных ей муниципальных бюджетных учреждений; Администрация может нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, в то же время бюджете Козловского района Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусмотрено предоставление муниципальных гарантий администрациям городского и сельских поселений Козловского района и обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснаб". Администрация полагает, что суды неправомерно не применили пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предложенные Обществом редакции спорных пунктов контракта противоречат действующему законодательству.
В письменном отзыве ответчик не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления по делу в„– А79-1336/2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество 26.11.2014 направило в Администрацию проект контракта на поставку природного газа в 2015 году для муниципальных нужд Козловского района.
Администрация (заказчик) направила Обществу (поставщик) контракт, который подписан с протоколом разногласий и согласно которому пункты 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2 и 4.4.4 контракта она изложила в следующей редакции:
"2.2. Заказчик поручает, а поставщик осуществляет на возмездной основе поставку (передачу) природного газа для муниципальных нужд муниципального образования Козловского района, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Козловского района.
Поставщик обязуется поставить и передать получателям - подведомственным заказчику и уполномоченным заказчиком организациям газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ), для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Козловского района и обеспечить его транспортировку силами ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары", являющегося соисполнителем настоящего контракта, (далее ГРО) до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных (ого) с точками подключения, принадлежащих получателям, к газораспределительным сетям, а заказчик обязуется обеспечить прием газа получателями, с соблюдением режима газопотребления, на газопотребляющем оборудовании получателей и оплату поставленного газа подведомственными заказчику муниципальными бюджетными учреждениями.
Поставка природного газа по указанию заказчика производится непосредственно получателям, подведомственным заказчику организациям (учреждениям) и уполномоченным заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей (приложения в„– 1 и 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, в согласованных объемах, куб. м:

2015 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
7 483 031
3 605 642
732 671
315 769
2 828 949

а заказчик обязуется обеспечить оплату подведомственными заказчику муниципальными бюджетными учреждениями поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации)";
- "3.4.1. Оплата (расчеты) производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств получателями на указанный в контракте расчетный счет поставщика, и/или заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений и/или в наличной форме";
- "3.4.3. Расчеты с поставщиком за поставляемый природный газ производится получателями и/или самим муниципальным заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений (в солидарном порядке) ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании условий настоящего контракта и договоров поставки газа с получателями";
- "4.2.2. Ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от получателей - уполномоченных и подведомственных муниципальному заказчику организаций поставщику за поставленный указанным организациям природный газ";
- "4.4.4. Заключать договоры поставки газа с получателями в соответствии с выделенными объемами природного газа, оплата которых обеспечивается (для казенных организаций (учреждений) гарантируется) заказчиком, но только в отношении подведомственных заказчику муниципальных бюджетных учреждений".
Стороны не пришли к соглашению по поводу редакций указанных пунктов контракта, поэтому Администрация обратилась в суд с иском об урегулировании возникших разногласий.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поставка товаров для муниципальных нужд осуществляется на основе муниципального контракта на поставку товаров для муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для муниципальных нужд (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 15 Закона в„– 131-ФЗ и пунктов 4 и 5 Закона в„– 19-З к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по муниципальному контракту на поставку товаров для муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (пункт 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 8 части 1 статьи 93 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в том числе в случае для оказания услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа). Соответствующий контракт заключается на условиях, предусмотренных в том числе заявкой заказчика (часть 1 статьи 34 Закона в„– 44-ФЗ).
На основании статьи 18 Закона о газоснабжении при заключении муниципального контракта на поставку газа для муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 в„– 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
В статье 532 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для муниципальных нужд муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Таким образом, объем газа, необходимый муниципальному заказчику для выполнения возложенных на него задач, определяется на основании его заявки.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Администрация направила Обществу расчет-заявку потребности в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Козловского района и расчет-заявку потребности в природном газе для организаций коммунального комплекса на 2015 год. В соответствии с названными расчетами-заявками потребность в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Козловского района всего составила 7 483 031 кубический метр.
Объем природного газа, указанный в муниципальном контракте, утвержден комиссией, созданной по приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 25.03.2014 в„– 03/1-03/117, и согласован с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз".
Следовательно, приняв во внимание, что, по условиям муниципального контракта, истец является муниципальным заказчиком и что общий объем природного газа, указанный в расчетах-заявках, обеспечивал потребности всех категорий получателей Козловского района (подведомственных Администрации муниципальных бюджетных учреждений, администрации городского и сельских поселений, организаций коммунального комплекса), суды обоснованно признали за Администрацией статус поручителя в силу закона. Обязательство Администрации, как поручителя по оплате указанного в муниципальном контракте объема газа, не превышает объем газа, который попросила Администрация в соответствующей заявке. Суды учли, что Администрация не оспаривала объем поставляемого газа подведомственным заказчику организациям (учреждениям) и иным уполномоченным заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей (приложения в„– 1 и 2), однако она имела намерение принять на себя обязанности по обеспечению оплаты только в части подведомственных ей организаций. Подобная позиция Администрации не соответствует приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона в„– 44-ФЗ.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания контракта заключенным на условиях, определенных в редакции Администрации.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А79-1336/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Козловского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ЧИХ

Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА


------------------------------------------------------------------