Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.07.2016 N Ф01-2371/2016 по делу N А79-9849/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в сумме излишне внесенной арендной платы.
Обстоятельства: Арендатор заявил, что вносил арендную плату в завышенном размере, так как годовой размер арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов электросетевого хозяйства, следовало рассчитывать в соответствии с нормами приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нормы этого приказа применяются при расчете размера платы за участки, находящиеся в федеральной собственности, а арендованный участок к ним не относится; размер арендной платы правомерно рассчитан арендодателем в соответствии с постановлением главы муниципального образования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу в„– А79-9849/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги":
Осокиной О.А. (доверенность от 19.09.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.02.2016,
принятое судьей Цветковой С.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016,
принятое судьями Фединской Е.Н., Долговой Ж.А., Вечкановым А.И.,
по делу в„– А79-9849/2015
по иску публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги"
(ОГРН: 1076450006280, ИНН: 6450925977)
к администрации города Алатыря Чувашской Республики - Чувашии
(ОГРН: 1022101630363, ИНН: 2122002506)
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдел имущественных и земельных отношений администрации
города Алатыря Чувашской Республики,
финансовый отдел администрации города Алатыря Чувашской Республики
и

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - Администрация) о взыскании 1 005 410 рублей 20 копеек, в том числе 882 645 рублей 89 копеек неосновательного обогащения, 122 764 рублей 31 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.11.2012 по 31.10.2015 и далее с 01.11.2015 по день фактического погашения долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики - Чувашии и финансовый отдел администрации города Алатыря Чувашской Республики - Чувашии.
Исковые требования основаны на статьях 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы внесением платы за пользование арендованным земельным участком в большем размере, чем это предусмотрено законом.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 15.02.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016, отказал в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, годовой размер арендной платы за земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства подлежит установлению в соответствии с пунктами 1, 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 в„– 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики" в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка; суды не приняли во внимание тот факт, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) размер арендной платы за земельные участки, на которых расположены линейные объекты, не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости участка; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 "Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 582) размер платы за земли, собственность на которые не разграничена, не может превышать платы за участки, находящиеся в федеральной собственности.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные доказательства и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, Администрация и Общество заключили договор аренды от 21.01.2009 находящегося в государственной собственности земельного участка (в редакции протокола разногласий от 15.04.2009), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставил, арендатор принял в аренду земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами:
- 21:03:01 01 29:0023 - переулок Ямпосадский, 18, площадь 15 560 квадратных метров;
- 21:03:01 01 33:0029 - улица Гагарина, 19 (часть), площадь 14 905 квадратных метров;
- 21:03:01 05 44:0022 - м-н "Стрелка", площадь 2498 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0007 - ВЛ 110/Ю кВ, Алатырь - Буинск под опорами ЛЭП в„– 2 - 7 - 461 квадратный метр;
- 21:03:01 00 00:0006 - ВЛ. ПО кВ, Алатырь - Порецкое под опорами ЛЭП в„– 9 - 10, площадь 66 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0005 - ВЛ 1 ЮкВ, Алатырь - Ардатов под опорами ЛЭП в„– 1 - 24, площадь 769 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0004 - ВЛ 35 кВ, (ПО) Сура 1-2 под опоры в„– 1 - 8; 16 - 26; 51 - 55, площадь 858 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0003 - ВЛ-35 кВ (110) отпайка на полевую под опорами в„– 1 - 4, площадь 54 квадратных метра;
- 21:03:01 00 00:0002 - ВЛ-35 кВ, Сура - Стемасы под опорами ЛЭП в„– 1 - 7, площадь 166 квадратных метров;
- 21:03:01 01 27:0033 - ВЛ 110/10 кВ Алатырь - Шемурша, Опора ЛЭП в„– 6, площадь 46 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0009 - ВЛ-10 кВ Л-15 от ПС Полевая, г. Алатырь, площадь 29 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0015 - ВЛ-10 кВ Л-11 от ПС Хмельмаш, площадь 50 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0014 - ВЛ 10 кВ Л-8 от ПС Хмельмаш, площадь 1 квадратный метр;
- 21:03:01 00 00:0016 - ВЛ-б кВ Л-31 от ПС Алатырская, площадь 68 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0017 - ВЛ-б кВ Л-9 от ПС Алатырская, площадь 16 квадратных метров;
- 21:03:01 00 00:0012 - ВЛ-10 кВ Л-12 от ПС Хмельмаш с КТП 10/04 кВ в„– 21, площадь 1 квадратный метр;
- 21:03:01 00 00:0013 - ВЛ 10 кВ Л-1 от ПС Полевая, площадь 1 квадратный метр; для обслуживания производственной базы и административных зданий в границах, указанных в кадастровых картах (планах) участков, общая площадь 35 549 квадратных метров.
В пункте 1.2 договора указано, что на участках расположены объекты: промбаза, опоры под ВЛ, подстанции, административные здания.
Срок аренды согласован с 01.01.2009 по 30.12.2009 (пункт 2.1), при этом стороны оговорили, что, если арендатор продолжает пользоваться земельными участками по истечении срока аренды при отсутствии возражений арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок.
В пункте 3.1 установлен размер арендной платы на 2009 год.
Дополнительным соглашением от 15.04.2010 договор аренды продлен на неопределенный срок.
Дополнительными соглашениями от 02.05.2012 и 13.03.2014 установлен размер и порядок оплаты арендной платы на 2012 и 2014 годы.
Согласно дополнительному соглашению от 08.05.2015 стороны с 01.03.2015 согласовали размер арендной платы в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 в„– 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 в„– 507).
В пунктах 1, 2 Приказа от 22.09.2011 в„– 507 ставка арендной платы установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами. При этом такая ставка не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков, составляющих для Чувашской Республики 1,20 рубля за 1 квадратный метр.
Указав на внесение арендной платы с 01.11.2012 по 28.03.2015 в размере, превышающем установленные Приказом от 22.09.2011 в„– 507 ставки, истец обратился с настоящим иском.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом неосновательно полученной за пользование имуществом может считаться только та часть уплаченных пользователем денежных средств, которая превышает размер причитающегося собственнику имущества возмещения.
По правилам пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшему до 01.03.2015) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу названных правовых норм предусматривалось разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной, государственной или муниципальной собственности между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Правительство Российской Федерации в Постановлении в„– 582 установило порядок и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. В Приказе от 22.09.2011 в„– 507 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, предоставленные для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами. Действие Правил, утвержденных Постановлением в„– 582, и Приказа от 22.09.2011 в„– 507 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Подобная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015.
Таким образом, ссылку Общества на то, что в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в„– 582, размер платы за земли, собственность на которые не разграничена, не может превышать платы за участки, находящиеся в федеральной собственности, нельзя признать обоснованной.
Арендованный земельный участок не находится в федеральной собственности, поэтому суды двух инстанций правомерно отклонили доводы истца о необходимости применения к спорным отношениям обозначенных нормативных актов Правительства Российской Федерации.
Кабинет Министров Чувашской Республики - Чувашии принял постановление от 19.06.2006 в„– 148 (в редакции от 09.12.2015) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", подлежащее применению при определении платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В спорный период Общество вносило арендную плату, размер которой определен по условиям договора в соответствии с постановлением главы города Алатыря от 19.01.2009 в„– 37. Представленными доказательствами не подтверждено, что общая величина внесенной истцом арендной платы превышает размер арендных платежей, установленный нормативным правовым актом уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств внесения Обществом арендных платежей в большем размере.
Отсутствие в судебных актах указания на возможность применения к спорным правоотношениям норм Закона в„– 137-ФЗ не привело к принятию необоснованного судебного акта.
Суд округа не может признать правомерной ссылку заявителя на то, что годовой размер арендной платы за все арендованные земельные участки по правилам пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) не должен превышать двух процентов от их кадастровой стоимости, поскольку на них расположены линейные объекты.
Во-первых, истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлял о необходимости применения для расчета арендной платы Закона в„– 137-ФЗ, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвердил заключение договора аренды спорного земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Во-вторых, из представленного свидетельства о государственной регистрации права на объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:03:01 01 33:0029 (улица Гагарина, 19), следует, что он представляет собой базу для обслуживания электрических сетей, состоящую из нескольких зданий, которые по определению нельзя отнести к линейным объектам. Существующая между объектами технологическая связь характеризует их как объекты энергетики, но не как единый линейный объект. Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании закона, поскольку в противном случае все расчеты за землепользование возможно было бы провести с использованием Закона 137-ФЗ, отсутствовала необходимость принятия и применения Приказа от 22.09.2011 в„– 507, в соответствии с которым утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, предоставленные для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо занятые такими объектами.
Плата за арендуемые по договору земельные участки, на которых расположены линейные объекты (опоры ЛЭП и так далее), рассчитана ответчиком исходя из приведенных норм Закона в„– 137-ФЗ.
В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Возражения заявителя, изложенные в настоящей жалобе, не опровергают выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в принятых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу в„– А79-9849/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Н.КАМАНОВА

Судьи
С.В.БАБАЕВ
В.Ю.ПАВЛОВ


------------------------------------------------------------------