Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2016 N Ф01-2538/2016 по делу N А79-7664/2015
Требование: Об изъятии у ответчика для государственных нужд земельного участка, о прекращении права его собственности на часть земельного участка, о признании за ним права постоянного бессрочного пользования частью земельного участка и о признании права собственности РФ на объект недвижимости - часть земельного участка.
Обстоятельства: Истец утверждает, что ответчик уклоняется от исполнения соглашения о выкупе земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец нарушил процедуру изъятия земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. по делу в„– А79-7664/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2016.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от открытого акционерного общества
"Племенной конный завод имени В.И. Чапаева":
Езюкова М.В. (доверенность от 11.01.2016),
Красикова В.И. (доверенность от 08.12.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.02.2016,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016,
принятое судьями Фединской Е.Н., Долговой Ж.А., Богуновой Е.А.,
по делу в„– А79-7664/2015
по заявлению федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства"
(ОГРН: 1022101144306, ИНН: 2126000323)
к открытому акционерному обществу "Племенной конный завод имени В.И. Чапаева" (ОГРН: 1062136016766, ИНН: 2119901493)
об изъятии для государственных нужд земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике,
общество с ограниченной ответственностью
"Научно-производственное предприятие "Аршин",
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации,
и

установил:

Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Племенной конный завод имени В.И. Чапаева" (далее - Общество) об изъятии у ответчика для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:2680, расположенного по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Ядринский район, Иваньковское сельское поселение, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208; о прекращении права собственности ответчика на часть земельного участка площадью 53 917 (пятьдесят три тысячи девятьсот семнадцать) квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, Иваньковское; о признании за Учреждением права постоянного бессрочного пользования на часть земельного участка площадью 53 917 (пятьдесят три тысячи девятьсот семнадцать) квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208, расположенного по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, Ядринский район, Иваньковское; о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - часть земельного участка площадью 53 917 (пятьдесят три тысячи девятьсот семнадцать) квадратных метров из земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208 и о взыскании с ответчика судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - Теруправление), общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Аршин", Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации.
Заявленные требования основаны на статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что Общество уклоняется от исполнения соглашения о выкупе земельного участка.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 09.02.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016, отказал Учреждению в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Общество, получив денежные средства за изъятие спорного земельного участка, уклоняется от осуществления мероприятий, направленных на передачу права собственности на земельный участок для его надлежащего оформления в целях дальнейшего использования для государственных нужд; договор от 09.06.2009 фактически является соглашением об изъятии земельного участка, так как в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор содержит условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд (объект, цель изъятия, стоимость и др.); суды не рассмотрели по существу требование Учреждения об изъятии участка у Общества.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на жалобу попросили оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды, Учреждение в рамках осуществления государственной дорожной политики реализовало проект реконструкции федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 564 + 000 - км 579 + 700.
Реализация указанного проекта реконструкции предусматривала изъятие части земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208, площадью 53 917 квадратных метров в целях размещения конструктивных элементов указанной автомобильной дороги.
Учреждение и Общество 09.06.2009 заключили договор в„– 93/09, предметом которого являются компенсационные затраты за изъятие земельных участков при реконструкции федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 564 + 000 - км 579 + 700 в Нижегородской области, Чувашской Республике (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора ответчик согласовал прохождение трассы, изыскания, подготовительные и строительные работы при реконструкции объекта, который проходит по землям Общества.
В соответствии с разделом 2 договора общая сумма по договору составляет 1 258 770 рублей (пункт 2.1), Учреждение осуществляет оплату стоимости убытков и упущенной выгоды, вызванных изъятием земельных участков за счет средств федерального бюджета в пределах выделенного лимита финансирования на 2009 год (пункт 2.2).
Платежным поручением от 11.12.2009 в„– 85264 истец перечислил ответчику 1 258 770 рублей.
Земельный участок 21:24:000000:208 был размежеван и необходимый истцу земельный участок получил кадастровый номер 21:24:000000:2680.
Федеральное дорожное агентство 03.03.2015 приняло распоряжение в„– 335-р "Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 564 + 000 - км 579 + 700 в Нижегородской области, Чувашской Республике".
Сославшись на уклонение Общества от осуществления мероприятий, направленных на передачу права собственности на земельный участок в целях его надлежащего оформления и дальнейшего использования для государственных нужд, Учреждение обратилось в суд с настоящим требованием.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Порядок изъятия участка, а также находящихся на нем зданий, сооружений и другого недвижимого имущества предусматривает последовательное проведение следующих процедур: принятие решения об изъятии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в зависимости от того, для чьих нужд изымается имущество (пункты 1, 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); письменное уведомление об изъятии правообладателя изымаемого имущества органом, принявшим решение об изъятии (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственная регистрация решения об изъятии в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок и извещение правообладателя о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); определение по соглашению с правообладателем платы за изымаемое имущество и других условий выкупа (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, в том числе, выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 21:24:000000:208, общей площадью 32 504 408 квадратных метров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, ранее находился в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании Общества.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 16.05.2011 по делу в„– А79-10084/2010 признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:24:000000:208, площадью 32 504 408 квадратных метров.
Впоследствии Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в решении от 18.12.2012 по делу в„– А79-10878/2012 признал незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике в переоформлении в собственность Общества земельного участка сельскохозяйственного назначения и обязал Теруправление устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении в собственность Общества земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 32 504 408 квадратных метров, с кадастровым номером 21:24:000000:208; подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его Обществу. Решение суда вступило в законную силу.
Теруправление распоряжением от 20.05.2013 в„– 137-р предоставило указанный земельный участок в собственность Общества. Право собственности Российской Федерации на участок прекращено 20.06.2013.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:24:000000:2680 был образован из земельного участка с кадастровым номером 21:24:000000:208 и поставлен на кадастровый учет 20.10.2014.
В целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 564 + 000 - км 579 + 700 в Нижегородской области, Чувашской Республике" Федеральное дорожное агентство в распоряжении от 03.03.2015 в„– 335-р (далее - Распоряжение Росавтодор от 03.03.2015 в„– 335-р) постановило изъять путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельный участок. Учреждению предписано обеспечить в установленном порядке выполнение комплекта мероприятий в целях изъятия путем выкупа земельного участка; заключить договор о выкупе земельного участка; обеспечить выполнение комплекса мероприятий, направленных на урегулирование отношений с третьими лицами, связанных с изъятием земельного участка; обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятый земельный участок; обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что, обращаясь с требованием об изъятии спорного земельного участка, Учреждение не соблюло процедуру изъятия, установленную в статьях 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и в статьях 56.7, 56.8, 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации, и не совершило все предусмотренные законом действия для изъятия земельного участка путем выкупа для нужд Российской Федерации. В частности, после принятия Распоряжения Росавтодор от 03.03.2015 в„– 335-р Учреждение не заказало проведение работ по оценке изымаемого земельного участка, не определило размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости, не направило Обществу одновременно с проектом соглашения отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
Согласно пункту 3 Обзора практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа исполнительной власти о выкупе земельного участка.
С учетом изложенного отклонение требований истца об изъятии спорного земельного участка на основании Распоряжения Росавтодор от 03.03.2015 в„– 335-р соответствует нормам материального права, а довод кассатора о нерассмотрении по существу его требования об изъятии земельного участка является несостоятельным.
Необоснованна ссылка заявителя на то, что договор от 09.06.2009 фактически является соглашением об изъятии земельного участка, поскольку после указанной даты спорный земельный участок вновь был предметом договора купли-продажи между Российской Федерацией как продавцом и Обществом как покупателем, а необходимый комплекс мероприятий в целях изъятия путем выкупа земельного участка установлен в Распоряжении Росавтодор от 03.03.2015 в„– 335-р.
По правилам пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для перехода права собственности на земельный участок являются заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Применительно к рассмотренному делу указанные обстоятельства не наступили, поэтому суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения права собственности Общества на спорный земельный участок и для признания на него права федеральной собственности.
Возражения заявителя, изложенные в настоящей жалобе, не опровергают выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судом округа полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике не рассматривался с учетом положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А79-7664/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Н.КАМАНОВА

Судьи
С.В.БАБАЕВ
Д.В.ЧЕРНЫШОВ


------------------------------------------------------------------