Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.07.2016 N Ф01-2880/2016 по делу N А82-14888/2015
Требование: О признании недействительным решения таможенного органа по отказу в предоставлении тарифных преференций.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что принять представленные декларантом сертификаты о происхождении товаров в качестве основания для предоставления тарифных преференций невозможно, так как они не соответствуют требованиям, предъявляемых к оформлению сертификатов о происхождении товаров.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку декларант представил в таможенный орган полный комплект документов и поскольку не доказано, что сертификаты содержат недостоверные сведения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 г. по делу в„– А82-14888/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Порфирьева С.В. (доверенность 29.07.2015),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Ярославской таможни
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2016,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
по делу в„– А82-14888/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дугалак"
(ИНН: 7602059710, ОГРН: 1077602001003)
о признании недействительным решения Ярославской таможни
от 27.08.2015 в„– 10117000/17-30/001
(ИНН: 7604031332, ОГРН: 1027600677664)
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дугалак" (далее - ООО "Дугалак", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Ярославской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 27.08.2015 в„– 10117000/17-30/001 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенного 12.12.2008 между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации (далее - Соглашение от 12.12.2008), не применили подлежащее применению Соглашение "О свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республики Югославии", заключенное 28.08.2000 между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии (далее - Соглашение от 28.08.2000), Протокол от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению от 28.08.2000 (далее - Протокол от 22.07.2011). По его мнению, сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-2 были оформлены с нарушением предъявляемых к ним требований, поэтому в силу пункта 4 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза отказ в рассмотрении сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций правомерен.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов таможенного органа; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 01.07.2014 в„– 4/2014, заключенного с фирмой "POLYAGRAM" D.O.O., Сербия (продавец), на условиях поставки DAP - Ярославль, ООО "Дугалак" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товары, представив на таможенный пост декларации на товары (далее - ДТ) в„– 10117070/240714/0003064 в отношении следующих товаров:
- товар в„– 1 - ванны акриловые, различных моделей и размеров, без гидромассажного оборудования, в том числе сидячие, на металлическом каркасе, в комплекте с панелями из санитарного акрила, на ножках, с установочным комплектом крепежной арматуры для сборки, в разобранном виде; поддоны с устройством слива воды, изготовлены из санитарного акрила, для изготовления основания каркаса применяются металлические уголки или квадратные или прямоугольные профильные трубы, соединение элементов между собой осуществляется при помощи сварки; код ТН ВЭД 3922100000; общий вес товара брутто/нетто - 4261,68/3970,48 килограмма; ставка ввозной таможенной пошлины - 17,3 процента, условно начисленная; стоимость товара по счету составляет 16 864,00 евро;
- товар в„– 2 - панели акриловые для ванн, душевых кабин, различных размеров и моделей, в ассортименте, изготовлены из профиля - специальный запатентованный алюминий пластифицированный в белом, стены панелей из материалов на основе полистирола с установленными высококачественными уплотнителями и намагниченными полосами на дверях, предназначены для установки на душевые поддоны, применяются как шторки от брызг воды на пол, не оснащены электрическим оборудованием; код ТН ВЭД 3922900000; общий вес товара брутто/нетто - 2162,4/1937,65 килограмма; ставка ввозной таможенной пошлины - 17,3 процента, условно начисленная; стоимость товара по счету составляет 10 407,00 евро;
- товар в„– 3 - мебель для ванной комнаты деревянная; код ТН ВЭД 9403609009; общий вес товара брутто/нетто - 760,4/73,00 килограмма; ставка ввозной таможенной пошлины - 15 процентов, условно начисленная; стоимость товара по счету составляет 1 968,00 евро;
- товар в„– 4 - зеркало в рамке и с бра светильником; код ТН ВЭД 7009920000; общий вес товара брутто/нетто - 12,35/11,75 килограмма; ставка ввозной таможенной пошлины - 10 процентов, условно начисленная; стоимость товара по счету составляет 56,00 евро.
При таможенном декларировании товаров по ДТ в„– 10117070/240714/0003064 Общество представило сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-2 от 21.07.2014 за одним и тем же номером 17019/С1/4279/14 на разных бланках (бланк в„– 1094723 с приложением бланка дополнительного листа в„– 1003020, бланк в„– 1094724 с приложением бланка дополнительного листа в„– 1003019). Сертификаты представлены в формализованном виде.
25.07.2014 Таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки, в рамках которой у Общества запрошены оригиналы сертификатов происхождения товаров формы СТ-2.
ООО "Дугалак" представило оригиналы сертификатов происхождения товаров формы СТ-2 от 21.07.2014 в„– 17019/С1 /4279/14 (бланк в„– 1094723 с приложением дополнительного листа в„– 1003020 и бланк в„– 1094724 с приложением дополнительного листа в„– 1003019).
Ярославский таможенный пост (ЦЭД) Ярославской таможни принял решение от 30.07.2014 о выпуске товаров по ДТ в„– 10117070/240714/0003064, а также решение о назначении таможенной экспертизы (в связи с наличием сомнений в достоверности представленных при таможенном декларировании сертификатов происхождения товаров формы СТ-2).
По результатам экспертизы Таможня приняла решение о предоставлении тарифных преференций по ДТ в„– 10117070/240714/0003064.
В период с 25.02.2015 по 27.08.2015 Таможня провела камеральную таможенную проверку ООО "Дугалак" по вопросам соблюдения условий предоставления тарифных преференций, контроля соблюдения запретов и ограничений, а также контроля достоверности заявления таможенной стоимости при декларировании товаров по ДТ в„– 10117070/240714/0003064, по результатам которой составила акт камеральной таможенной проверки от 27.08.2015 в„– 10117000/400/270815/А0009.
Таможня пришла к выводу о нарушении норм международных соглашений Российской Федерации, регламентирующих правила определения страны происхождения товаров, при наличии сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, оформленных с нарушениями требований, предъявляемых к их оформлению, а именно: графы 6 и 7 указанных сертификатов не заполнены; в графе 12 сертификатов отсутствуют адреса уполномоченных органов Республики Сербия; в графе 13 не указаны фамилия и инициалы заявителя. Подпись лица, удостоверившего сведения, заявленные в сертификатах, от имени "POLYAGRAM" D.O.O., Сербия, отличается от подписи лица, заключившего внешнеторговый контракт.
Решением от 27.08.2015 в„– 10117000/17-30/001 таможенный орган отказал Обществу в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ в„– 10117070/240714/0003064.
Посчитав решение таможенного органа неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000, Протоколом от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000, приказом ФТС России от 31.10.2011 в„– 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 59, 61, 62, 63, 74 и 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, положениями Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для отмены преференциального режима, поскольку она не доказала, что спорные сертификаты содержат недостоверные сведения.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 71, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 36, 38 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 в„– 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), правовой позицией Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона о таможенном тарифе Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Соглашением между Правительства Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 предусмотрено предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций, и неприменение ввозимых таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием его правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В статье 59 Кодекса установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 61 Кодекса если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 62 Кодекса при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 Кодекса определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилами определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 утверждены Правила определения страны происхождения товаров, в соответствии со статьей 2 которых страной происхождения товара считается государство стороны, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами.
В соответствии со статьей 8 Правил определения страны происхождения товаров товар пользуется режимом свободной торговли, в том числе, если в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил.
Статьей 12 Правил определения страны происхождения товаров установлены требования к порядку заполнения сертификата, в частности: в графе 6 - "N" указывается порядковый номер товара; в графе 7 - "Количество мест и вид упаковки" (Number and kind of packages) указываются количество мест и вид упаковки; графа 12 - "Удостоверение" (Certification) заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат), допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом; графа 13 - "Декларация заявителя" (Declaration by the applicant) должна содержать указание на страну, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке (переработке), дату декларирования сведений о стране происхождения товара и печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы заявителя, допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов заявителя от руки или проставление штампом.
В силу статьи 13 Правил определения страны происхождения товаров таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае: нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил; если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений; если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество представило в таможенный орган оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2 от 21.07.2014 за одним и тем же номером 17019/С1/4279/14 на разных бланках (бланк в„– 1094723 с приложением дополнительного листа в„– 1003020 и бланк в„– 1094724 с приложением дополнительного листа в„– 1003019) одновременно с ДТ в„– 10117070/240714/0003064. Основанием для отказа Обществу в предоставлении тарифных преференций явились сомнения в подлинности и достоверности заявленных в спорных сертификатах сведений.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что Общество при декларировании товаров представило в таможенный орган необходимый и достаточный комплект документов, которые наряду с сертификатами о происхождении товара по форме СТ-2 подтверждают соблюдение заявителем требований, необходимых для предоставления тарифных преференций.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что таможенный орган не представил доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорных сертификатов о происхождении товаров, а также доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций, суды пришли к правильному выводу о том, что нарушения, допущенные при оформлении сертификатов, не могут быть признаны теми нарушениями требований к оформлению или заполнению, которые влекут отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Кодекса.
На основании изложенного суды правомерно признали решение Таможни от 27.08.2015 в„– 10117000/17-30/001 об отказе Обществу в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ в„– 10117070/240714/0003064, недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.01.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А82-14888/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Ярославской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------