Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2016 N Ф01-3052/2016 по делу N А79-9084/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" бездействие администрации города, выразившееся в непроведении аукциона на право размещения нестационарных объектов для организации досуга и отдыха населения, а также в необоснованном предоставлении автономному учреждению преимущественных условий деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, предоставив учреждению участок и наделив его правом определять условия осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуг по организации досуга и отдыха, администрация предоставила учреждению преимущественные условия деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу в„– А79-9084/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2016,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А79-9084/2015
по заявлению администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - автономное учреждение "Парк культуры и отдыха "Ельниковская роща", общество с ограниченной ответственностью "Эсфирь", общество с ограниченной ответственностью "Маленькая страна",
и

установил:

администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.09.2015 по делу в„– 25/05-АМЗ-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономное учреждение "Парк культуры и отдыха "Ельниковская роща" (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Эсфирь" (далее - ООО "Эсфирь"), общество с ограниченной ответственностью "Маленькая страна" (далее - ООО "Маленькая страна").
Суд решением от 25.01.2016 удовлетворил заявленное требование частично: признал недействительным оспоренное предписание; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 решение оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в данной части.
По мнению заявителя, суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 03.11.2006 в„– 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон в„– 174-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ). Администрация указывает, что земельный участок передан Учреждению, поэтому она не вправе проводить торги на право размещения на данном участке нестационарных объектов; Учреждение должно самостоятельно осуществлять проведение торгов, публичных слушаний, содержать земельный участок в надлежащем состоянии и нести расходы по его содержанию. Администрация в 2015 году проводила торги на право размещения нестационарных объектов на спорном земельном участке, а Управление неверно установило обратное.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Управление и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступили обращения ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" о нарушении Учреждением антимонопольного законодательства при проведении публичного предложения о заключении договора на временное пользование 250 квадратных метров территории Соборной площади - комплекса аттракционов (извещение размещено на официальном сайте Администрации 20.04.2015).
В дополнение к указанному заявлению ООО "Маленькая страна" направило жалобу о необоснованном наделении Администрацией функциями по организации услуг досуга и отдыха Учреждения и предоставления индивидуальному предпринимателю Быкову С.В. (далее - ИП Быков С.В.) необоснованных преимуществ для деятельности на указанном рынке.
Кроме того, из прокуратуры города Новочебоксарска Чувашской Республики в антимонопольный орган поступили материалы проверки, проведенной по обращению Филипповой Н.А., о незаконных действиях Администрации и Учреждения при объявлении публичного предложения о приеме заявок для заключения договора на право размещения нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания, о незаконном наделении Учреждения полномочиями Администрации, о бездействии Администрации по непроведению аукциона, предусмотренного пунктом 48 Порядка организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта, утвержденного постановлением Администрации от 22.08.2012 в„– 367 "О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена".
ООО "Маленькая страна" также обратилось с дополнительным заявлением о проведении проверки Учреждения в части продолжения договорных отношений с ИП Быковым С.В. по истечении срока действия договора и размещения батутов ИП Быкова С.В. на Соборной площади.
Решением от 08.09.2015 по делу в„– 25/05-АМЗ-2015 Комиссия Управления признала бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении возложенных законодательством полномочий по созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, досуга и отдыха, в непроведении аукциона на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха на территории города Новочебоксарска, предусматривающего равные конкурентные возможности деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг досуга и отдыха, а также в необоснованном предоставлении преимущественных условий деятельности Учреждению, нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1); действия Администрации по передаче Учреждению функций и полномочий органа местного самоуправления по созданию условий для обеспечения населения услугами досуга и отдыха - нарушающими части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 2); решено выдать Администрации предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (пункт 3).
Управление выдало Администрации предписание от 08.09.2015, в соответствии с которым ей надлежит в срок до 20.02.2016 прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем проведения аукциона на право размещения нестационарных объектов для организации досуга, отдыха на Соборной площади (за перроном автостанции).
Администрация не согласилась с решением и предписанием Управления и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 1, пунктами 5, 17 статьи 4, частями 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, частью 2 статьи 6, частью 1 статьи 16, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 2, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 381-ФЗ), частью 1 статьи 2, частями 1, 2, 3, 7 статьи 4 Федерального закона в„– 174-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование частично: признал недействительным оспоренное предписание; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 в„– 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 в„– 238-ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как установили суды и следует из материалов дела, Учреждение образовано на основании постановления Администрации от 01.11.2011 в„– 997 в целях создания условий для массового отдыха жителей города Новочебоксарска и организации обустройства мест массового отдыха населения.
Распоряжением Администрации от 10.06.2014 в„– 1089 Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:02:010219:75 площадью 3117 квадратных метра, расположенный по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 55А, для организации территории культуры и отдыха. Право на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.08.2014.
Постановлением Администрации от 29.11.2012 в„– 493 утверждена схема размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно приложению в„– 2 к указанному постановлению в схему включен земельный участок площадью 250 квадратных метров на Соборной площади (за перроном автостанции) для размещения в период с 01 мая по 01 октября комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек).
Постановлением Администрации от 22.08.2012 в„– 367 "О размещении нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, помещениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и объекта по оказанию услуг общественного питания, досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания и заключение договора на размещение нестационарного объекта (далее - Порядок организации и проведения аукциона), в соответствии с пунктом 5.4 которого муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Новочебоксарска при размещении нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, являющихся объектами муниципальной собственности и находящихся в оперативном управлении, необходимо руководствоваться порядками и типовыми формами, установленными настоящим постановлением.
ООО "Маленькая страна" 13.04.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении места под размещение нестационарного торгового объекта "Комплекс аттракционов" по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта в период с 01.05.2015 по 30.05.2015 на земельном участке площадью 250 квадратных метра на Соборной площади (за перроном автостанции) (от 13.04.2015 входящий в„– 3036).
Письмом от 17.04.2015 в„– 08/15-3036 Администрация отказала в удовлетворении заявления в связи с предоставлением земельного участка Учреждению, а также предложила обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов.
ООО "Маленькая страна" 06.05.2015 обратилось в Администрацию с заявлением о проведении проверки в отношении директора Учреждения в связи с нарушениями, допущенными при проведении публичного предложения и связанными с необеспечением равных конкурентных условий для участия претендентов, а 12.05.2015 направило в Администрацию предложение о разделении земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта "Комплекс аттракционов" по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта площадью 250 квадратных метра на Соборной площади (за перроном автостанции), на 4 - 5 лотов и проведении аукциона.
Заявления ООО "Маленькая страна" от 06.05.2015 и от 12.05.2015 Администрация не по существу не рассмотрела и ответ данному лицу не направила.
ООО "Эсфирь" 20.04.2015 направило в Учреждение заявление об организации точки проката детских автомобилей на весенне-летний период в парке культуры и отдыха "Ельниковская роща" и на Соборной площади и просило в случае проведения конкурса или аукциона сообщить по телефону.
Учреждение в тот же день в 13 часов 31 минуту разместило на официальном сайте Администрации извещение о проведении публичного предложения о приеме заявок для заключения договоров на право размещения нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания по адресу: г. Новочебоксарск, Соборная площадь (за перроном автостанции), площадью 250 квадратных метра.
На указанное извещение было подано три заявки: ИП Быкова С.В. (20.04.2015 в 16.30), ООО "Маленькая страна" (21.04.2015 в 10.00) и ООО "Эсфирь" (21.04.2015 в 13.46).
Согласно протоколу от 30.04.2015 в„– 01 по результатам рассмотрения заявок принято решение о заключении договора с ИП Быковым С.В., как с первым подавшим заявку участником.
С ИП Быковым С.В. заключен договор от 10.05.2015 в„– 05/15 на размещение нестационарного объекта по оказанию услуг досуга, отдыха, спорта и бытового обслуживания сроком один месяц с 01.05.2015 по 30.05.2015.
ООО "Эсфирь" 07.05.2015 направило в Администрацию заявление о предоставлении места под размещение нестационарного объекта для осуществления деятельности по прокату детских автомобилей с 01.06.2015 и организации конкурса или аукциона.
Письмом от 19.05.2015 в„– 09/15-3767 Администрация на данное обращение ООО "Эсфирь" сообщило, что земельный участок предоставлен Учреждению, и предложила обратиться к последнему для заключения договора на размещение аттракционов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ, статьей 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 в„– С 5-1, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры (пункт 17); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона в„– 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В пункте 6 статьи 2 Федерального закона в„– 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом согласно части 3 этой же статьи данная схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (приказ Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 в„– 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов").
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона в„– 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона в„– 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Как следует из устава Учреждения, утвержденного постановлением Администрации от 17.11.2011 в„– 1020 и согласованного распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации от 15.11.2011 в„– 287-р, учредителем Учреждения является Администрация (пункт 1.4), целью создания Учреждения - осуществление деятельности в сфере культуры (пункт 2.1), основными целями деятельности Учреждения - создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.3).
Начальник отдела культуры Администрации 31.12.2014 утвердил муниципальное задание Учреждения на 2015 - 2017 годы, в котором предусмотрено лишь оказание услуг по организации массового отдыха различных групп населения на территории парка.
Антимонопольный орган установил, что по результатам проведенного публичного предложения Учреждение и ИП Быков С.В. заключили договор от 10.05.2015 в„– 05/15, предметом которого является предоставление хозяйствующему субъекту права на размещение нестационарного объекта, комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек, тир) на территории площадью 250 квадратных метров на Соборной площади (за перроном автостанции), утвержденного Схемой размещения нестационарных объектов.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что ни Федеральным законом в„– 174-ФЗ, ни Уставом Учреждения, ни муниципальным заданием не установлено право автономного учреждения на проведение торгов, проведение публичного предложения о заключении договоров на размещение нестационарного объекта, определение порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новочебоксарска (в том числе на территории Соборной площади).
Функции по обеспечению порядка по размещению нестационарных торговых объектов и объектов досуга и отдыха относятся к полномочиям органа самоуправления (пункты 17, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ); передача хозяйствующим субъектам указанных функций Федеральным законом в„– 131-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, Учреждение провело публичное предложение в отсутствие на то законных оснований.
Как следует из Порядка организации и проведения аукциона, муниципальным автономным учреждениям предоставлено право самостоятельно организовывать размещение нестационарных объектов досуга и отдыха на территории этих учреждений без согласования с Администрацией и без учета выданных разрешений на размещение нестационарных объектов.
Кроме того, в соответствии с письмом Администрации от 05.06.2015 в„– 99/01-4421 размещение нестационарных объектов по оказанию услуг досуга, отдыха и спорта на территории Соборной площади находится в компетенции руководителя Учреждения.
Письмом от 17.04.2015 в„– 08/15-3036, направленным в адрес ООО "Маленькая страна", и письмом от 19.05.2015 в„– 09/15-3767, направленным в адрес ООО "Эсфирь", Администрация предложила указанным лицам обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов.
Управление и суды установили, что Учреждение является хозяйствующим субъектом и осуществляет свою деятельность на рынке услуг досуга и отдыха населению.
Таким образом, Администрация незаконно возложила на Учреждение полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, и, тем самым, нарушила часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами власти и местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией.
В данном случае Администрация предоставила земельный участок площадью 250 квадратных метров на Соборной площади (за перроном автостанции) для размещения в период с 01 мая по 01 октября комплекса аттракционов (батуты, лабиринты, карусели, прокат детских транспортных игрушек), включенного в Схему размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики (приложение в„– 2 к постановлению Администрации от 29.11.2012 в„– 493 "Об утверждении на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена"), в приоритетном порядке Учреждению, осуществляющему деятельность на рынке услуг досуга и отдыха, то есть данному лицу созданы преимущественные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке, доступ на рынок которым в связи с действиями Администрации обеспечен не был.
В письмах от 17.04.2015 в„– 08/15-3036 и от 19.05.2015 в„– 09/15-3767, направленных в адрес ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь" соответственно, Администрация, предложив указанным лицам обратиться в Учреждение для заключения договора на размещение аттракционов, по существу заявления не рассмотрела и, по сути, отказала в предоставлении места под размещение нестационарного объекта либо поставила решение данного вопроса в зависимость от решения третьего лица, хозяйствующего субъекта, действующего на том же рынке оказания услуг досуга и отдыха и являющегося конкурентом ООО "Маленькая страна" и ООО "Эсфирь".
Таким образом, предоставив земельный участок для организации территории культуры и отдыха и одновременно наделив Учреждение правом определять условия осуществления иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию услуг досуга и отдыха, Администрация предоставила Учреждению преимущественные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах Управление пришло к выводу о том, что бездействие, выразившееся в непроведении конкурса, и необоснованный отказ хозяйствующим субъектам в предоставлении места для размещения нестационарных объектов свидетельствуют о невыполнении функций, предусмотренных пунктами 17 и 20 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ, и нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку Администрация не обеспечила право на размещение нестационарного объекта для организации досуга, отдыха и спорта и ограничила доступ на данный рынок города Новочебоксарска иным хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы, по сути, повторяющие доводы, заявленные в предыдущих судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем у суда округа отсутствуют основания для иной оценки.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу в„– А79-9084/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------