По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2016 N Ф01-1210/2016 по делу N А39-6818/2015
Обстоятельства: Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа в виде приостановления действия оспариваемых ненормативных правовых актов, поскольку эти меры связаны с предметом спора, соразмерны ему, обеспечивают баланс интересов сторон, направлены на сохранение существующего положения до разрешения возникшего спора и на предотвращение причинения ущерба заявителю.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Мордовия
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу в„– А39-6818/2015
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
на определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А39-6818/2015
по заявлению автономного учреждения "Агентство инновационного развития
Республики Мордовия" (ИНН: 1326226990, ОГРН: 1141326000122)
о принятии обеспечительных мер
и
установил:
автономное учреждение "Агентство инновационного развития Республики Мордовия" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 23.11.2015 по делу в„– 425.
Одновременно Учреждение заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых ненормативных правовых актов.
Суд определением от 11.12.2015 удовлетворил ходатайство Учреждения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 указанное определение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильно истолковали постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и от 12.10.2006 в„– 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер". Суды не установили, насколько истребуемая Учреждением обеспечительная мера связана с предметом спора, соразмерна ему и каким образом обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом определения и постановления в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта (решения).
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта (решения) относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Кодекса.
В силу части 1 статьи 90 Кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 Кодекса).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 12.10.2006 в„– 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление в„– 55) разъяснил, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 Кодекса, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены как действиями частных лиц (требование о признании сделки недействительной и т.д.), так и публичных субъектов.
При применении обеспечительных мер суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса обеспечительные меры допускаются в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (пункт 9 постановления в„– 55).
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Кодекса (пункт 10 постановления в„– 55).
В силу пункта 29 Постановления в„– 55 приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 Кодекса в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 Кодекса при обращении в суд с требованием о применении обеспечительных мер заявитель должен обосновать необходимость их применения.
Суды установили, что по результатам рассмотрения дела в„– 425 Управление приняло решение от 23.11.2015, в соответствии с которым действия Учреждения по неправомерному сокращению срока окончания подачи заявок признаны нарушением части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учреждению выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены всех протоколов, внесения изменений в извещение и аукционную документацию и назначения новой даты и времени проведения аукциона.
Обратившись в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер, Учреждение указало, что оспариваемые решение и предписание нарушают его имущественные права, поскольку расходование денежных средств (субсидий) в размере 40 000 000 рублей, выделенных Министерством экономического развития Российской Федерации на выполнение части работ по объекту "Реконструкция зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и прилегающей территории по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Псковская, 2а. Инновационный бизнес-инкубатор "Молодежный", предусмотрено до 31.12.2015. Непринятие обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемых решения и предписания повлечет отмену протоколов аукциона и проведение процедуры аукциона повторно, что потребует значительного времени, а выделенные субсидии на капитальные вложения (реконструкцию), как неиспользованные, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Суды с учетом конкретных обстоятельств дела, приведенных Учреждением доводов и представленных документов признали заявленное ходатайство обоснованным, поскольку непринятие истребуемой меры может нанести Учреждению ущерб в связи с возвратом в федеральный бюджет субсидий на капитальные вложения.
Установив наличие оснований для применения заявленной обеспечительной меры, суды пришли к выводу, что обеспечительная мера связана с предметом спора, соразмерна ему и обеспечивает баланс интересов сторон, направлена на сохранение существующего положения до разрешения возникшего спора и предотвращения причинения ущерба заявителю.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 Кодекса переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его полномочий.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное Учреждением ходатайство.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе судом не рассматривался, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на определение об отказе в принятии обеспечительных мер не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу в„– А39-6818/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
------------------------------------------------------------------