По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.02.2016 N Ф01-6159/2015 по делу N А11-12171/2014
Требование: О взыскании платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Обстоятельства: Абонент не внес вышеназванную плату.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку абонент, как организация, осуществляющая сброс сточных вод, обязан возмещать организации, осуществляющей водоотведение, ущерб, причиняемый централизованной системе водоотведения в результате воздействия на нее загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Владимирской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу в„– А11-12171/2014
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
закрытого акционерного общества "Камион-Плюс"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2015,
принятое судьей Щавлевой А.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015,
принятое судьями Вечкановым А.И., Логиновой О.А., Соловьевой М.В.,
по делу в„– А11-12171/2014
по иску открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева"
(ИНН: 3305004083, ОГРН: 1023301951397)
к закрытому акционерному обществу "Камион-Плюс"
(ИНН: 3305036423, ОГРН: 1033302200579)
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной
системы водоотведения
и
установил:
открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Камион-Плюс" (далее - Общество) о взыскании 21 370 рублей 64 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 377 рублей 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.09 по 25.11.2014 с начислением по день фактической уплаты долга.
Суд решением от 22.07.2015 удовлетворил исковое требование.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.11.2015 оставил решение суда без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 309 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила в„– 644).
По мнению ответчика, поскольку плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения введена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644, договор от 01.01.2008 в„– 34 не может быть основанием для ее взимания. Общество не является стороной договора от 01.07.2014 в„– 517, подписанного Заводом и муниципальным унитарным предприятием города Коврова "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - МУП "Водоканал"), поэтому данный договор не возлагает на него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе.
Завод в отзыве на жалобу возразил относительно доводов ответчика, указав на законность и обоснованность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Завод (исполнитель) и Общество (абонент) подписали договор от 01.01.2008 в„– 34 на очистку сточных вод и взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в горколлектор, согласно которому исполнитель производит очистку сточных вод абонента до норм, установленных проектом очистных сооружений, начисляет абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в пределах временно согласованных нормативов, сверх установленных лимитов за сброс сточных вод с превышением лимитов водоотведения.
Сумма платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами абонента рассчитывается совместно с МУП "Водоканал" в соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденным постановлением главы администрации области от 29.06.1999 в„– 398 с использованием нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 в„– 344 и от 01.07.2005 в„– 410 (пункт 2.3 договора).
Исполнитель на основании данных МУП "Водоканал" выставляет счета-фактуры абоненту за сброс загрязняющих веществ в систему канализации (пункт 2.4 договора).
Счета-фактуры на оплату услуг по очистке сточных вод и на проведение платежей за сброс загрязняющих веществ в систему канализации направляются абоненту заказным письмом (пункт 3.1 договора).
В пункте 3.2 договора стороны согласовали, что оплата услуг производится ежемесячно путем перечисления денежных средств по платежным поручениям на расчетный счет исполнителя, внесения наличных средств в кассу исполнителя в течение 10 банковских дней с даты выставления счета-фактуры, но не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия договора устанавливается с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 4.1 договора).
Договор считается продленным на следующий календарный год и на тех же условиях, если за два месяца до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или о заключении нового договора (пункт 4.2 договора).
Истец представил в материалы дела договор от 01.07.2014 в„– 517, который подписан МУП "Водоканал" (сторона-1) и Заводом (сторона-2) и по условиям которого Завод принимает на себя обязательства совершать от своего имени следующие действия: производить начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предприятиям и организациям города в соответствии с действующим законодательством на основании расчетов платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предоставляемых МУП "Водоканал"; организовывать сбор платежей от предприятий и организаций за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; предоставлять МУП "Водоканал" ежеквартально справку-информацию о начисленных и оплаченных предприятиями и организациями платежах за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за расчетный период (приложение 31) с разбивкой по абонентам.
Во исполнение принятых на себя обязательств Завод в первом и втором кварталах 2014 года оказал услуги по очистке сточных вод, начислил Обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставил счета-фактуры от 21.07.2014 в„– П01 21407426 и от 29.08.2014 в„– П01 21409604 на общую сумму 21 370 рублей 64 копейки.
Неисполнение Обществом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения послужило основанием для обращения Завода в суд с иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 395, 779 и 781 ГК РФ, пунктом 10 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила в„– 167), пунктами 25, 35, 36, 113, 114 и 118 Правил в„– 644, Арбитражный суд Владимирской области сделал вывод о наличии у ответчика обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в спорный период.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, согласно пунктам 64 и 65 которых абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу отводимых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" возложило на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии со статьей 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях урегулирования отношений организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила в„– 644.
Согласно пункту 25 Правил в„– 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 35 Правил в„– 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
С 01.01.2014 вступил в силу раздел VII Правил в„– 644, в котором установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил в„– 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, с 01.01.2014 на Общество, как на организацию, осуществляющую сброс сточных вод, возложена обязанность возмещать организации, осуществляющей водоотведение, ущерб, наносимый системам канализации в связи с воздействием загрязняющих веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
При этом в силу пункта 36 названных правил правом взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения наделены организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе условия договоров от 01.01.2008 в„– 34 и от 01.07.2014 в„– 517, счета-фактуры, справку-информацию, протоколы КХА, расчет платы за воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, суды установили, что Завод в спорный период надлежащим образом исполнял принятые на себя обязательства.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении искового требования и, проверив расчет истца, правомерно взыскали с Общества 21 370 рублей 64 копейки платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на работу централизованной системы водоотведения.
Ссылка Общества на отсутствие у истца права требования искомой задолженности обоснованно отклонена судами, так как Завод применительно к статьям 312 и 1005 ГК РФ представил договор от 01.07.2014 в„– 517, по условиям которого (пункты 1.1 и 2.2) истец обязан от собственного имени организовать сбор платы за негативное воздействие загрязняющих веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также производить ее взыскание в судебном порядке.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу в„– А11-12171/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Камион-Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "Камион-Плюс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.ЧИЖОВ
Судьи
О.А.ШЕМЯКИНА
Т.В.ШУТИКОВА
------------------------------------------------------------------