По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2016 N Ф01-162/2016 по делу N А79-3006/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением п. 4 ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции" действия общества и администрации города, а именно несоблюдение обществом условий конкурса и договора и непринятие администрацией мер к понуждению общества к осуществлению перевозок пассажиров на вышеназванных условиях.
Решение: Требование удовлетворено, так как факты осуществления перевозок пассажиров не заявленными на конкурс и не согласованными с администрацией привлеченными транспортными средствами, замены более чем половины заявленных на конкурс транспортных средств и невыявления администрацией нарушений не подтверждают наличие антиконкурентного соглашения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А79-3006/2015
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Автолайн":
Ладина В.В. (протокол от 18.10.2011),
от администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики:
Морнова А.С. (доверенность от 02.11.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу в„– А79-3006/2015
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Автолайн"
(ИНН: 2128041607, ОГРН: 1022101147067)
и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
(ИНН: 2124009899, ОГРН: 1022100913130)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконным решения
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 19.03.2015 в„– 30/04-АМЗ-2014 в части признания действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация) и ООО "Автолайн" нарушающими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (дело в„– А79-3006/2015).
Администрация также обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления от 19.03.2015 в„– 30/04-АМЗ-2014 (дело в„– А79-3457/2015).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 19.05.2015 объединил указанные дела в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А79-3006/2015.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 05.08.2015 перешел к рассмотрению дела в закрытом судебном заседании.
Суд решением от 20.10.2015 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.12.2015 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управление указывает, что ООО "Автолайн" не были соблюдены требования конкурсных условий и договора, а Администрация, зная об этом, не предпринимала каких-либо мер для понуждения Общества осуществлять перевозку пассажиров на условиях конкурса и заключенного договора, что привело к получению Обществом преимуществ на рынке пассажирских перевозок. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ООО "Автолайн" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Администрации в судебном заседании возразил против доводов кассационной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явилось. Дело рассмотрено в его отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, прокуратура города Новочебоксарска осуществила проверочные мероприятия в отношении Администрации и ООО "Автолайн" на предмет соблюдения действующего законодательства при проведении в 2013 году конкурса на право осуществления пассажирских перевозок. Результаты проверки и материалы дела прокуратура города Новочебоксарска направила в Управление для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Управления приняла решение от 19.03.2015 в„– 30/04-АМЗ-2014, в соответствии с которым признала действия Общества и Администрации, выразившиеся в заключении соглашения, ограничивающего иным хозяйствующим субъектам (перевозчикам) доступ на рынок регулярных пассажирских перевозок в городе Новочебоксарске, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон в„– 135-ФЗ).
Посчитав решение Управление незаконным, ООО "Автолайн" и Администрация обратились в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), пунктами 7, 17 и 18 статьи 4, пунктом 4 статьи 16 Федерального закона в„– 135-ФЗ, пунктом 7 части 1 статьи 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 в„– С 5-1 (далее - Устав), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что Управление не доказало законность оспариваемого ненормативного акта, и удовлетворил требования, заявленные Обществом и Администрацией.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона в„– 135-ФЗ Управление осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона в„– 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
К вопросам местного значения относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Новочебоксарска (пункт 7 части 1 статьи 8 Устава).
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 в„– 72 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 в„– 74 был объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске и утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
На конкурс было выставлено два лота: лот в„– 1 "маршрут в„– 11 "Промзона - Юраково", "маршрут в„– 20к "Иваново - улица В. Интернационалистов", "маршрут в„– 15 "МКР Иваново - МКР Юраково", "маршрут в„– 17 "ул. В. Интернационалистов (разворотная площадка) - Липово"; лот в„– 2 "маршрут в„– 14 "3 Площадка - В. Интернационалистов", "маршрут в„– 20 "Юраково - Юраково", "маршрут в„– 12 "Сокол - Юраково".
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 в„– 114 "О приостановлении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске" проведение открытого конкурса было приостановлено.
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 в„– 529 "О возобновлении конкурсных процедур на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске" с 18.11.2013 возобновлены конкурсные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
Организатором указанного конкурса является Администрация в лице Управления городского хозяйства (пункт 2.4 конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 в„– 74).
Согласно пункту 3.1.1 конкурсной документации в конкурсе могли принимать участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в течение срока, указанного в извещении о проведении конкурса и в настоящей конкурсной документации, способные обеспечить регулярные и безопасные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством и имеющие на праве собственности/аренды необходимое для осуществления регулярных перевозок пассажиров на маршруте количество автобусов, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям для осуществления перевозок пассажиров, пассажировместимости, а также прошедших технический осмотр; водителей, имеющих соответствующую категорию для перевозки пассажиров, аттестованных специалистов по безопасности дорожного движения и квалифицированных специалистов по организации перевозок пассажиров.
В случае замены автобусов, заявленных на конкурс, следует уведомлять Администрацию об их замене до начала эксплуатации на маршруте с приложением подтверждающих документов. При этом замена должна осуществляться равнозначными автобусами по типу, количеству сидячих мест, году выпуска либо не ранее года выпуска автобусов, заявленных на конкурс.
В течение первого года действия настоящего договора замена автобусов, заявленных на конкурс, допускается не более чем на 50 процентов (пункт 3.1.2 конкурсной документации).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на лот в„– 2 (маршруты в„– 12, 14 и 20) подана заявка ООО "Автолайн", согласно которой Общество согласилось участвовать в конкурсе на условиях, предусмотренных Положением о порядке проведения конкурса и конкурсной документацией.
В силу пункта 2.8 конкурсной документации необходимое количеств автобусов для работы на маршруте в„– 12 составляет 15 единиц (в том числе один резервный).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 22.11.2013 в связи с единственным допущенным участником ООО "Автолайн" (пункт 8) конкурс признали несостоявшимся, Администрации предложили заключить договор с единственным допущенным участником конкурса сроком на пять лет.
Администрация в лице Управления городского хозяйства заключила с Обществом договор от 27.11.2013 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске (далее - договор).
Общество обязано осуществлять перевозки пассажиров в соответствии со схемой соответствующего маршрута, с расписание движения и количеством автобусов, указанных в приложениях 1 - 7 к договору, по установленным действующим законодательством тарифам (пункт 2.3.1 договора).
В приложении в„– 2 к договору указано на количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте в„– 12 - 15 единиц (в том числе один резервный).
На основании пункта 2.3.9 договора ООО "Автолайн" обязано предоставлять в Управление городского хозяйства ежеквартально сведения об автобусах, используемых для регулярных перевозок пассажиров на соответствующем маршруте, с указанием государственного регистрационного номера, года выпуска, пассажировместимости и принадлежности (на праве собственности (в лизинге)/ на праве аренды).
ООО "Автолайн" обязано не заключать договоры с третьими лицами по организации транспортного обслуживания населения на маршруте и согласовывать с Администрацией замену автобусов, эксплуатируемых на маршруте. До начала выпуска нового подвижного состава от Администрации необходимо получить письменное согласование (пункты 2.3.11 и 2.3.15 договора).
Из решения Управления от 19.03.2015 по делу в„– 30/04-АМЗ-2014 следует, что Общество без согласования с Администрацией заменило в течение срока менее чем один год более 50 процентов автобусов, заявленных на конкурс, при этом перевозка пассажиров по маршруту в„– 12 осуществляется автобусами меньшей пассажировместимости, что нарушает требования пункта 2.3.15 договора и конкурсной документации.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона в„– 135-ФЗ).
В силу пунктов 7 и 17 статьи 4 Федерального закона в„– 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров по маршруту в„– 12 привлеченными транспортными средствами, не заявленными на конкурс и не согласованными с Администрацией, замена более чем 50 процентов транспортных средств, заявленных на конкурс, в течение первого года действия договора, невыявление Администрацией нарушений при осуществлении Обществом деятельности по перевозке пассажиров в городе Новочебоксарске не подтверждают наличие соглашения с целью ограничения конкуренции на определенном товарном рынке.
Каких-либо иных выводов о наличии между Администрацией и ООО "Автолайн" соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Федерального закона в„– 135-ФЗ, Управление в решении не приводило и доказательств таких обстоятельств в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует Федеральному закону в„– 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества и Администрации, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А79-3006/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
------------------------------------------------------------------