Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.01.2016 N Ф01-5947/2015 по делу N А82-15945/2014
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия сетевой компании, выразившиеся в ненадлежащем реагировании на обращения жителей с жалобами на неоднократное отключение электрической энергии в жилых домах.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сетевая организация обязана контролировать качество электроснабжения и принимать необходимые меры в случае его ухудшения, однако эту обязанность надлежащим образом не исполнила.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу в„– А82-15945/2014

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"
в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная
распределительная сетевая компания Центра" - "Ярэнерго"
на решение Арбитражного суда от Ярославской области от 11.07.2015,
принятое судьей Глызиной А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу в„– А82-15945/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Ярэнерго"
(ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании недействительным решения,
третьи лица - Рыбина Валентина Павловна, Великорецкий Александр Валентинович,
и

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Ярэнерго" (в настоящее время - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"; далее - ОАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.07.2014 (изготовлено в полном объеме 22.07.2014) по делу в„– 03-03/11-14, в соответствии с которым Общество было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рыбина Валентина Павловна, Великорецкий Александр Валентинович.
Суд решением 11.07.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 решение оставлено без изменения.
ОАО "МРСК Центра" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права; доминирующее положение Общества на рынке, на котором совершено правонарушение, не доказано; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861) не применимы к рассмотренным правоотношениям; факт ущемления интересов потребителей не доказан.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
ОАО "МРСК Центра" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступили заявления граждан Рыбиной В.П. (от 17.01.2014 вх. в„– 411), Великорецкого А.В. (от 19.03.2014 вх. в„– 2653) о нарушении ОАО "МРСК Центра" антимонопольного законодательства, а именно о неправомерном бездействии Общества при оказании услуг по передаче электрической энергии (перерывы в энергоснабжении, низкое напряжение в сети).
Приказом руководителя Управления от 17.03.2014 в„– 90 возбуждено дело в„– 03-03/11-14 по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ненадлежащем реагировании на обращения жителей деревни Зубарево Ярославского района Ярославской области о неоднократном отключении электрической энергии в жилых домах жителей деревни в 2012 - 2013 годах.
В ходе комиссионного рассмотрения возбужденного на основании данных заявлений дела о нарушении антимонопольного законодательства в„– 03-03/11-14 Управление установило, что между открытым акционерным обществом "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "ЯСК"; гарантирующий поставщик) и жителями деревни Зубарево Ярославского района Ярославской области фактически существуют договорные отношения (договоры в письменной форме не заключались), открыты лицевые счета (выписки из лицевых счетов гарантирующим поставщиком представлены в материалы дела), в том числе имеются лицевые счета и у граждан, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц - Великорецкого А.В. (выписка от 10.02.2014 лицевой счет в„– 115060711), Рыбиной В.П. (выписка от 10.02.2014 лицевой счет в„– 115060573).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО "МРСК Центра", утвержденного Правлением Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" 28.02.2008, одним из основных видов осуществляемой Обществом экономической деятельности является оказание услуг по передаче электрической энергии.
Управление установило, что ОАО "ЯСК" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 в„– ЯЭ-00/650-08. Согласно пункту 3.3.1 названного договора исполнитель принял на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии, принятой в свою сеть или в сеть ТСО, от точек приема до точек поставки в пределах заявленной мощности в соответствии с согласованными параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Также качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97). Наличие данного договора сторонами не оспаривается.
ОАО "МРСК-Центра" и ОАО "ЯСК" заключили договор от 09.12.2011 в„– 7-40 купли-продажи электрической энергии (потерь электрической энергии) и оказания услуг по передаче электрической энергии, со сроком действия - с 01.01.2012.
Управление установило, что с 01.01.2012 по 09.02.2014 Обществу поступило шесть обращений жителей деревни Зубарево с жалобами на некачественное энергоснабжение (21.04.2012, 12.05.2012, 14.05.2012, 17.06.2012, 13.07.2012, 28.09.2013).
С 17.04.2012 по 20.04.2012 Общество провело контроль, осуществляемый в целях управления качеством электроэнергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97; раздел 5, пункты 5.2, 5.5, 5.6, 5.7). Место контроля - Ярославская область, Ярославский район, Толбухинское с/п, д. Зубарево ВЛ-0,4 кВ в„– 1 опора 27, КТП-40 кВА "Копысово", ВЛ-10 кВ в„– 8, ПС 35/10 кВ "Возрождение". Проведенный контроль оформлен протоколом от 23.04.2012 в„– 39*/11 измерений электрической энергии по показателям качества, установленным в ГОСТ 13109-97. Из протокола от 23.04.2012 в„– 39*/11 следует, что по результатам замеров качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения соответствует предельно допустимым значениям; по отклонению частоты - нормально допустимым и предельно допустимым значениям; рекомендовано осуществить проверку на соответствие заявленной мощности по договорам на технологическое присоединение и фактической у потребителей от КТП-40 кВА "Копысово".
Управление установило, что данный контроль проведен в отсутствие представителей потребителей и в случае проведения замеров на энергопринимающих устройствах показатели могли отличаться от нормативных (выходить за установленные пределы). В ходе рассмотрения дела Управлению не представлены доказательства реагирования заявителя на иные обращения потребителей.
В материалы антимонопольного дела представлены материалы проверки прокуратуры Ярославского района (по коллективной жалобе жителей деревни Зубарево, вх. 23.07.2012), по результатам которой в адрес ОАО "МРСК-Центра" вынесено представление от 21.08.2012 "Об устранении нарушений требований законодательства об электроэнергетике".
В ответ на указанное представление ОАО "МРСК-Центра" письмом от 12.10.2012 в„– МРСК-ЯР/6/5566 сообщило, что на настоящий момент выполнен ремонт с заменой деревянных опор на железобетонные и заменой провода на трех участках общей протяженностью более 5,8 км, плановый срок выполнения всех мероприятий, направленных на уменьшение аварийных отключений - третий квартал 2013 года.
Из письма Общества от 21.02.2014 в„– МРСК-ЯР/18-1/261-13, представленного в Управление, следует, что в результате рассмотрения указанного представления Общество выполнило ремонт питающей деревню Зубарево линии электропередач 10 кВ в„– 8 ПС 35/10 кВ "Возрождение" с заменой деревянных опор на железобетонные, заменой проводов на провода марки СИП-3, установлен секционирующий пункт - реклоузер, произведена замена силового трансформатора 40 кВА на 63 кВА Копысово, питающего деревню Зубарево. Кроме того, разработано техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ. Ряд работ по реконструкции сетей в деревне Зубарево включен в Программу по улучшению качества электрической энергии на 2014 год. В письме Общество также указывает, что продолжительность перерывов в электроснабжении в деревне Зубарево в 2013 году составила менее 72 часов, что соответствует действующему законодательству.
В ходе рассмотрения дела Общество представило в Управление акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от 28.04.2012, согласно которым произведена замена опор на железобетонные, замена проводов, выполнено заземление. Общество также представило выписку из программного модуля по ежедневным аварийным отключениям в период 2012 - 2013 годов в деревне Зубарево, согласно которой общая продолжительность отключения электрической энергии в 2012 году составила 113,21 часа, в 2013 году - 63,7 часа.
Антимонопольный орган установил: на обращение гражданки Афанасьевой М.Л. от 28.09.2013 Общество дало ответ от 15.10.2013 в„– МРСК-ЯР/06-1/1359, в котором указало, что выполнена проектно-сметная документация на выполнение работ по замене ЛЭП и ТП в деревне Зубарево, выполнение строительно-монтажных работ запланировано по инвестиционной программе в 2014 году. В письме принесены извинения за предоставленные неудобства и выражена благодарность за информацию, которая позволит в дальнейшем улучшить качество обслуживания клиентов.
К материалам дела Управление приобщило жалобу жителя деревни Зубарево Великорецкого А.В., коллективную жалобу жителей деревни Зубарево от 23.04.2013 в„– 300485028 в ОАО "МРСК-Центра", в которых указано, что трансформаторная подстанция не обеспечивает подачу электрической энергии в соответствии с установленными нормами, выражена просьба произвести ремонт подстанции или принять меры по ее замене с увеличением мощности.
В ответ на жалобу жителей деревни Зубарево Общество направило им четыре письма следующего содержания:
- письмо от 16.05.2013 за в„– МРСК-ЯР/Р6-1/608 о том, что мероприятия по улучшению качества включены в план на 2014 год, а в срок до 31.05.2013 запланирован подвес дополнительного провода;
- письмо от 27.05.2013 за в„– МРСК-ЯР/Р6-1/637 о том, что выполнение мероприятий по улучшению качества электроснабжения запланировано в срок до 30.06.2013;
- письмо от 28.06.2013 за в„– МРСК-ЯР/Р6-1/801 о том, что выполнение мероприятий по улучшению качества электроснабжения запланировано в срок до 31.07.2013;
- письмо от 07.02.2014 за в„– МРСК-ЯР/Р6-1/132 о том, что персоналом Ярославского РЭС выполнен осмотр электроустановок 0,4 - 1-кВ, проведены необходимые замеры нагрузок, уровней напряжения в данном населенном пункте; по результатам проверки разработаны технические мероприятия, работы планируется выполнить в 2014 году.
Управление также установило, что программа по улучшению качества электрической энергии на 2014 год утверждена 07.02.2014 (после поступления заявления гражданки Рыбиной В.П. от 17.01.2014 в Управление), в программу включена реконструкция ВЛ-10 кВ в„– 8, ПС 35/10 кВ "Возрождение" со строительством ответвления ВЛ/КЛ 10 кВ, установкой ПРВТ-10 кВ, установкой ТП 204, строительством ВЛИ/КЛ 0,4 кВ в„– 1 от РУ-0,4 кВ новой ТП 204 и реконструкции ВЛ 0,4 кВ в„– 1 КТП-40 кВА "Копысово" ВЛ в„– 8 ПС 35/10 кВ "Возрождение" с переводом нагрузок на новую ТП 204 (деревня Зубарево).
Общество представило в материалы антимонопольного дела Техническое задание в„– 96-КЭ (10 - 0,4 кВ) для выполнения комплекса работ по строительству (реконструкции) сетей внешнего электроснабжения объектов в Ярославском районе Ярославской области (без даты, 2014 года).
В ходе рассмотрения дела Общество представило Управлению документы, подтверждающие выполнение работ по улучшению качества электроснабжения жилых домов в деревне Зубарево (техническая документация, счета-фактуры, протоколы измерений). Так, в соответствии с протоколами от 03.06.2014 в„– 16-1/14 и 16-2/14 контроля качества электрической энергии производились замеры на КТП-63 кВА "Зубарево" (ТП 749), ВЛ-0,4 кВ в„– 1оп. в„– 4, качество электрической энергии соответствует установленным требованиям. На заседании комиссии по рассмотрению дела потребители сообщили Управлению, что сетевая организация выполнила мероприятия по улучшению качества, в настоящее время претензий к качеству электрической энергии нет.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управления пришла к выводу о том, что ОАО "МРСК-Центра", надлежащим образом реагируя на обращения граждан, с учетом необходимости применения ГОСТ 13109-97 и ГОСТ Р 53333-2008, было обязано действовать следующим образом: зафиксировать факт предоставления электрической энергии ненадлежащего качества или указать на то, что линия находится в надлежащем состоянии и основания для принятия мер реагирования отсутствуют; в случае если показатели качества не соответствуют нормативным - предпринять меры, направленные на фиксацию периода предоставления услуги ненадлежащего качества, проинформировать об этом потребителя, а также незамедлительно предпринять меры, направленные на повышение качества поставляемой энергии. По мнению Управления, в рассматриваемом случае Общество не зафиксировало факт поставки гражданам электрической энергии ненадлежащего качества, проигнорировало поступившие к нему обращения, тем самым фактически лишило жителей возможности обратиться за перерасчетом в связи с отклонением от нормативных показателей качества электрической энергии. Кроме того, признавая факт ненадлежащего качества электрической энергии в ответах, направленных гражданам, ОАО "МРСК-Центра" тем не менее не приступило к немедленному устранению выявленных дефектов, а сообщало, что они лишь будут заложены в инвестиционную программу и устранены в неопределенные сроки после учета затрат в тарифе на передачу электрической энергии.
Управление приняло решение от 08.07.2014 по делу в„– 03-03/11-14 (в полном объеме изготовлено 22.07.2014), в соответствии с которым действия (бездействие) Общества, выразившиеся в ненадлежащем реагировании на обращения жителей деревни Зубарево Ярославского района о некачественном электроснабжении жилых домов в период 2012 - 2013 годов, признано злоупотреблением доминирующим положением, ущемляющим интересы жителей (в том числе Рыбиной В.П., Лукьяновой Е.Н., Федоровой Г.К., Чернышевой Н.М., Великорецкого А.В.), что образует состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьями 25, 38 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ), Правилами в„– 354, Правилами в„– 861, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды отказали в удовлетворении заявленного требования, при этом они исходил из правомерности принятого антимонопольным органом решения.
Второй арбитражный апелляционный согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Центра" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям, в том числе в пределах Ярославской области, следовательно, данное общество правомерно признано антимонопольным органом и судами занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по присоединенным сетям в пределах Ярославской области.
Таким образом, Общество при осуществлении деятельности, связанной с передачей электрической энергии, обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Суды обоснованно отклонили довод Общества о недоказанности доминирующего положения в сфере измерения качества поставляемой электроэнергии и фиксации периода предоставления услуги ненадлежащего качества, указав, что обязанность по измерению качества электроэнергии, фиксации периода отклонения качества от нормативного, установлена императивно для сетевой организации, именно в связи с осуществлением деятельности по передаче электроэнергии, поскольку на сетевую организацию возложена обязанность по передаче электроэнергии надлежащего качества. Данные услуги не имеют самостоятельной ценности для потребителя в отрыве от услуги по передаче электроэнергии, соответственно, Общество, доминируя на рынке передачи электроэнергии, обязано в том числе производить измерения качества электроэнергии, фиксируя период оказания услуги ненадлежащего качества в рамках осуществления деятельности по передаче электроэнергии.
В силу статьи 25 Федерального закона в„– 35-ФЗ на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.
Действия (бездействие) Общества, выразившиеся в ненадлежащем реагировании на обращения жителей деревни Зубарево Ярославского района о некачественном электроснабжении жилых домов в период 2012 - 2013 годов квалифицированы антимонопольным органом в качестве нарушения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребления доминирующим положением).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона в„– 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 4 Правил в„– 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В пункте 12 Правил в„– 861 указано, что в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
В соответствии с пунктом 15 данных правил при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Ссылка на показатели качества электроэнергии по ГОСТ 13109-97, контроль за которыми должна осуществлять сетевая организация, содержится также в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 в„– ЯЭ-00/650-08.
Суды обоснованно отклонили доводы Общества о том, что Правила в„– 354 не могут быть применены в отношении сетевой организации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами в„– 354.
В подпункте "а" пункта 33 Правил в„– 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В подпункте "д" пункта 3 Правил в„– 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении в„– 1 к названным Правилам.
В пунктах 9, 10 приложения в„– 1 к Правилам в„– 354 предусмотрены требования к качеству коммунальных услуг по электроснабжению: бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года, постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).
Таким образом, ОАО "МРСК Центра", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям в пределах Ярославской области, в том числе в жилые помещения граждан, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. В этой связи сетевая организация обязана осуществлять контроль качества и принимать необходимые меры для восстановления электроснабжения надлежащего качества.
Как следует из материалов дела и установили суды, с 01.01.2012 по 09.02.2014 Обществу поступило шесть обращений жителей деревни Зубарево с жалобами на некачественное энергоснабжение (21.04.2012, 12.05.2012, 14.05.2012, 17.06.2012, 13.07.2012, 28.09.2013). С 17.04.2012 по 20.04.2012 Общество провело контроль, осуществляемый в целях управления качеством электроэнергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 (раздел 5, пункты 5.2, 5.5, 5.6, 5.7), в отсутствие представителей потребителей. При этом по результатам замеров качество электрической энергии по установившемуся отклонению напряжения соответствует предельно допустимым значениям; по отклонению частоты - соответствует нормально допустимым и предельно допустимым значениям. Место проведения проверки - ВЛ-0,4 кВ в„– 1 опора 27. В то же время антимонопольный орган обоснованно указал, что в случае проведения замеров на энергопринимающих устройствах, показатели могли отличаться от нормативных (выходить за установленные пределы).
Из проанализированных антимонопольным органом при принятии решения ответов заявителя на неоднократные обращения граждан следует, что в течение длительного периода времени Общество не предпринимало необходимых действий, направленных на повышение качества поставляемой энергии. Общество не зафиксировало факт поставки гражданам электрической энергии ненадлежащего качества, проигнорировало поступившие к нему обращения. При этом из содержания направленных в адрес граждан писем следует, что Общество признавало факт ненадлежащего качества электрической энергии, однако протоколами измерений данный факт не зафиксировало, ряд обращений граждан оставило без ответа, надлежащих и достаточных мер, направленных на повышение качества электрической энергии не предпринимало, в своих ответах сроки выполнения мероприятий неоднократно переносило (до 31.05.2013, до 30.06.2013, до 31.07.2013, в 2014 году).
Собранными антимонопольным органом доказательствами подтверждается, что Общество длительный период времени не предпринимало эффективных и достаточных мер в целях улучшения качества электроснабжения потребителей. Общество сообщало, что мероприятия будут заложены в инвестиционную программу и устранены в неопределенные сроки после учета затрат в тарифе на передачу электрической энергии.
При этом законодательно обязанности сетевой организации по передаче энергии надлежащего качества не связаны с включением тех или иных видов работ в инвестиционную программу.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что такое поведение Общества не может быть признано совершенным в пределах осуществления гражданских прав, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы граждан.
При таких обстоятельствах рассмотренные действия (бездействие) ОАО "МРСК Центра" правомерно квалифицированы в качестве нарушающих части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу в„– А82-15945/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Ярэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------