По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.11.2016 N Ф01-4903/2016 по делу N А79-10354/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры инвалиду, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обстоятельства: В результате предоставления квартиры инвалиду администрация города понесла убытки, которые, по ее мнению, должны быть компенсированы ей из федерального бюджета.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не выяснили, обращалась ли администрация за выделением бюджетных средств, а также не установили размер неосвоенных федеральных субвенций и причины их неосвоения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А79-10354/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Николаева В.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии представителя истца: Павловой А.Н.
(доверенность от 29.12.2015 в„– 29/01-5499)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.05.2016,
принятое судьей Афанасьевым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016,
принятое судьями Родиной Т.С., Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И.,
по делу в„– А79-10354/2015
по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - Чувашии,
Министерство финансов Чувашской Республики - Чувашии,
Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике - Чувашии,
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики - Чувашии,
и
установил:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице Администрации убытков в сумме 963 105 рублей, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры инвалиду, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исковые требования мотивированы тем, что Администрация исполнила возложенную на нее решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 08.04.2014 по делу в„– 2-695/2014 обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения Ярушину Ивану Филипповичу, как инвалиду войны, имеющему право на внеочередное получение жилого помещения, и лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания. Отсутствие компенсации расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов из федерального бюджета повлекло причинение ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Определением суда от 26.01.2016 правовое положение публично-правового образования Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики изменено на ответчика.
Суд решением от 25.05.2016 удовлетворил иск: взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Администрации 963 105 рублей; отказал в удовлетворении исковых требований к Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.08.2016 оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение от 25.05.2016 и постановление от 26.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно: Российская Федерация в лице Минфина России исполнила в полном объеме обязанность по перечислению в адрес Чувашской Республики субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", переданные субвенции по состоянию на 01.01.2016 субъектом Российской Федерации израсходованы не полностью; суды не исследовали вопрос о том, была ли указана спорная сумма в заявках на предоставление субвенций из федерального бюджета, наличие совокупности условий, необходимых для возложения ответственности на Российскую Федерацию в виде возмещения убытков, не доказано.
В судебном заседании представитель Администрации возразил относительно заявленных в кассационной жалобе доводов.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспоренных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, окружной суд принял судебный акт на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, во исполнение решения Ленинского районного суда города Чебоксары от 08.04.2014 по делу в„– 2-695/2014 администрация Ленинского района города Чебоксары приняла постановление от 17.04.2015 в„– 454 "О предоставлении жилой площади по договору социального найма инвалиду Ярушину И.Ф.", согласно которому Ярушину И.Ф. предоставлена однокомнатная квартира в„– 186 общей площадью 33,3 квадратного метра в доме в„– 1 по улице П.В. Дементьева в городе Чебоксары, с исключением из списка очередников.
В решении Ленинского районного суда города Чебоксары от 08.04.2014 по делу в„– 2-695/2014 установлено, что Ярушин И.Ф. является инвалидом третьей группы и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации Ленинского района города Чебоксары под в„– 12277, на учете граждан на внеочередное предоставление жилого помещения в очереди "инвалиды войны" под в„– 47, на улучшение жилищных условий с 13.01.2003.
Администрация, посчитав, что федеральный орган государственной власти не компенсировал расходы, понесенные ей в связи с исполнением судебного акта по предоставлению жилого помещения инвалиду, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд округа признал правомерным определение судами первой и апелляционной инстанций лица обязанного по предоставлению Администрации субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, - Министерство финансов Российской Федерации. При этом, суды правомерно применили к правоотношениям сторон статьи 86, 135, 136, 137, 138 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ), статьи 19, 20, 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 в„– 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила предоставления субвенций).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций (пункт 2 Правил предоставления субвенций).
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 3 Правил предоставления субвенций).
Выводы судов об отсутствии доказательств выделения субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых средств на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, являются не соответствующими материалам дела.
В обоснование доводов о перечислении субвенций Чувашской Республики на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом в„– 181-ФЗ, ответчик предоставил отчеты об операциях консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2012 - 2015 годы о перечислении субвенций в республиканский бюджет Чувашии, согласно которым ежегодно в бюджете оставались неосвоенные бюджетные средства.
Названные отчеты не были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем вывод судов о недостаточном финансировании является преждевременным.
Суды не устанавливали, обращались ли Администрация в Министерство финансов за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалиду Ярушину И.Ф., какова была заявлена суммарная потребность в субвенциях из федерального бюджета, размер неосвоенных бюджетных средств и причины их не освоения.
Ссылка судов на письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 19.08.2015 в„– 11-15/5073 в отсутствие сводных списков граждан, которым должно быть предоставлено жилье, заявок Министерства строительства на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов, данных о наличие в сводном списке гражданина Ярушину И.Ф., является необоснованной.
При таких обстоятельствах противоправность действий (бездействия) Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками, возникшими у Администрации, надлежащим образом не установлена.
С учетом изложенного решение от 25.05.2016 и постановление от 26.08.2016, принятые при неполном исследовании значимых для дела обстоятельств, подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, поэтому дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам, изложенным Министерством финансов, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.05.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу в„– А79-10354/2015.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.Ю.НИКОЛАЕВ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
А.Н.ЧИХ
------------------------------------------------------------------