Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 N Ф01-3186/2016 по делу N А28-2676/2015
Требование: О признании недействительным постановления администрации муниципального образования о резервировании земельного участка для муниципальных нужд.
Обстоятельства: Общество считает, что изъятие арендованного им участка для муниципальных нужд в случае размещения автомобильной дороги незаконно, так как имеются иные варианты ее размещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку резервирование участка связано со строительством автомобильной дороги местного значения, а его изъятие соответствует нормам ст. 49 Земельного кодекса РФ и не нарушает права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу в„– А28-2676/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 19.08.2016.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от заявителя: Зырянова К.В. (доверенность от 24.05.2015) и
Никулина А.Н. (доверенность от 09.06.2015),
от заинтересованного лица: Симоновой Т.А. (доверенность от 30.12.2015 в„– 170-10-27)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Проник"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016,
принятое судьями Минаевой Е.В., Буториной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу в„– А28-2676/2015 Арбитражного суда Кировской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проник"
(ИНН: 4345147114, ОГРН: 1064345114294)
о признании недействительным ненормативного правового акта
администрации муниципального образования "Город Киров"
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Проник" (далее - ООО "Проник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) от 19.01.2015 в„– 88-П о резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд.
Требование основано на нормах главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьях 49, 70.1 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 10 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и мотивировано тем, что изъятие указанного земельного участка для муниципальных нужд в случае размещения автомобильной дороги, при наличии иных вариантов возможного размещения планируемого к строительству объекта, не соответствует действующему законодательству и нарушает права Общества как арендатора этого участка.
Арбитражный суд Кировской области решением от 17.11.2015 удовлетворил заявление, так как счел недоказанным исключительный характер выбранного органом местного самоуправления варианта размещения транспортной развязки и соблюдение им при издании ненормативного правового акта требований, предусмотренных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.04.2016 отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления. Вторая инстанция пришла к выводу том, что изъятие спорного земельного участка соответствует принципу исключительности, установленному в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Проник" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что разработанный Администрацией вариант размещения транспортной развязки в границах арендуемого Обществом земельного участка, является единственно возможным; не оценил данный вариант на предмет безопасности дорожного движения применительно к пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пунктам 4.1 и 4.2 СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 в„– 266; в нарушение пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации признал законным резервирование ранее предоставленного в аренду земельного участка; не применил подлежащие применению часть 2 статьи 70.1 названного кодекса и пункты 10 и 10.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которых указано на обязательность разработки документации по планировке территории линейного объекта транспортной инфраструктуры в случае размещения такого объекта по результатам инженерных изысканий; не принял во внимание Правила землепользования и застройки города Кирова, утвержденные решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 в„– 28/10, в которых не предусмотрено размещение автомобильной дороги в зоне городского отдыха (Р-11), и программу "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" в 2014 - 2020 годах", не включающую проектирование и строительство на резервируемом участке каких-либо объектов транспортной инфраструктуры; не учел, что реализация постановления Администрации от 19.01.2015 в„– 88-П узаконит недобросовестные действия заинтересованного лица, уклоняющегося от исполнения вступивших в законную силу судебных актов по делам в„– А28-10678/2008, А28-16578/2009 и А28-5557/2011 Арбитражного суда Кировской области.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель заинтересованного лица указал на ошибочность аргументов заявителя и просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав полномочного представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Управление (комитет) по делам муниципальной собственности города Кирова (арендодатель) и ООО "Проник" (арендатор) заключили договор аренды от 18.11.2011 в„– 62209 земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51, сроком до 17.06.2014 для строительства группы зданий турбазы в районе северо-восточного угла улиц Дрелевского и Пристанской Первомайского района города Кирова.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2014 по делу в„– А28-7257/2014 срок действия договора продлен до 17.10.2016.
Начиная с 31.10.2012 орган местного самоуправления осуществлял действия по утверждению документации по планировке территории набережной реки Вятки от улицы Профсоюзной до улицы Спасской в городе Кирове и по проведению публичных слушаний по вопросу, касающемуся внесения изменений в генеральный план муниципального образования.
На основании решения Кировской городской Думы от 30.07.2014 в„– 28/4 в генеральный план города Кирова внесены изменения в части функциональных зон территории улицы Энтузиастов около жилого района "Урванцево", около микрорайона "Радужный", в районе улицы Северная Набережная, а также в части отображения транспортной развязки пересечения улиц Жуковского и Подгорная и транспортной развязки пересечения улиц Пристанская, Спасская, Лесная, Лесозаводская и Горбачева.
Администрация издала постановление от 19.01.2015 в„– 88-П о резервировании земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 для муниципальных нужд (размещение автомобильной дороги местного значения) сроком на семь лет.
Общество посчитало, что в результате принятия данного ненормативного правового акта незаконно зарезервирован для муниципальных нужд переданный ему в аренду земельный участок, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение таким решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земельных участков допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания изъятия земель для муниципальных нужд как у юридических лиц, так и у граждан, использующих участок на любом праве. Признавая необходимость изъятия земель, законодатель указывает на исключительность таких случаев, определяет два возможных основания изъятия: выполнение международных обязательств Российской Федерации и необходимость размещения, при отсутствии других вариантов, объектов государственного или муниципального значения, и приводит перечень таких объектов.
Резервирование принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51 связано со строительством автомобильной дороги местного значения. Автомобильная дорога предусмотрена перечнем объектов муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для резервирования земельных участков (пункт 2 части 1 статьи 49 и часть 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вариант размещения такого объекта, одобренный решением градостроительного совета Администрации от 10.06.2013, с учетом оценки перспективной интенсивности дорожного движения и мероприятий по инженерно-технической подготовке затапливаемой территории при максимальном сохранении исторической среды в окружении памятника федерального значения - ансамбля Трифонова монастыря, развития территории микрорайона, экономической обоснованности затрат на его возведение и необходимости соблюдения баланса общественных и частных интересов, прошел процедуру публичных слушаний и включен в генеральный план города Кирова (в редакции решения Кировской городской Думы от 30.07.2014 в„– 28/4) как единственно возможный способ обеспечения муниципальных потребностей.
Решение Кировской городской Думы от 30.07.2014 в„– 28/4 в установленном законом порядке не оспорено. Проверка законности документов территориального планирования муниципального образования не входила в предмет доказывания по настоящему спору.
Порядок резервирования земель для муниципальных нужд, определенный в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561, при принятии постановления от 19.01.2015 в„– 88-П не нарушен. Данный ненормативный правовой акт принят на основании документов территориального планирования, к нему приложена схема резервируемых земель в границах земельного участка с кадастровым номером 43:40:000281:51.
По смыслу части 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации возможность осуществления уполномоченным органом рассмотренной процедуры в целях, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не зависит от наличия каких-либо прав иных лиц на этот участок. Действия Администрации по принятию постановления от 19.01.2015 в„– 88-П совершены в рамках проведенной процедуры, в соответствии с установленными для нее императивными нормами о конкретных условиях резервирования земель, не допускающими свободного выбора модели поведения, поэтому никоим образом не могли нарушить права и законные интересы Общества.
Приняв во внимание перечисленные нормы закона и установленные судом апелляционной инстанции в пределах статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, окружной суд счел обоснованным отказ в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Вопреки доводу подателя жалобы, основания для применения в отношении Администрации статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность отказа в защите интересов лица, злоупотребляющего правом, в настоящем деле не установлены, ибо вступившие в законную силу судебных актов по делам в„– А28-10678/2008, А28-16578/2009 и А28-5557/2011 Арбитражного суда Кировской области уже исполнены.
Иные аргументы заявителя признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе судебных выводов, что недопустимо в условиях кассации (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Причин для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по делу в„– А28-2676/2015 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.КИСЛИЦЫН

Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Д.В.ЧЕРНЫШОВ


------------------------------------------------------------------