Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2016 N Ф01-969/2016 по делу N А39-1116/2015
Требование: 1) О признании незаконным решения администрации муниципального образования об отказе в предоставлении в аренду земельных участков; 2) Об обязании администрации предоставить испрашиваемые участки.
Обстоятельства: Постановлением администрации предусмотрено предоставление участков по итогам проведения аукциона. Предприниматель счел это отказом в предоставлении в аренду участков, на приобретение которых он, как глава крестьянского хозяйства, имеет преимущественное право.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предоставление участков возможно только по результатам торгов, так как на момент принятия оспариваемого решения на один из участков претендовали главы двух крестьянских хозяйств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Мордовия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А39-1116/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2016.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии заявителя - Габибова Руслана Гумбатовича
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу в„– А39-1116/2015,
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича
о признании незаконным решения администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 19.12.2014 в„– 2557
и

установил:

индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габибов Руслан Гумбатович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 29.12.2014 в„– 2557 решения администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) об отказе в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:15:0410005:21, 13:16:0410005:22, расположенных около поселка Липки Ромодановского района Республики Мордовия. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления предоставить испрашиваемые земельные участки в аренду сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зубкова Нина Алексеевна (далее - КФХ Зубкова Н.А.).
Заявленные требования основаны на статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и мотивированы тем, что заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства имеет преимущественное право на приобретение испрашиваемых земельных участков.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 06.07.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015, отказал Предпринимателю в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, спорные земельные участки должны предоставляться Предпринимателю исключительно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон в„– 74-ФЗ), то есть без проведения публичных торгов (конкурса, аукциона); Администрация неправомерно разместила публикацию о предполагаемом предоставлении в аренду спорных земельных участков.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнительно указав на недобросовестное поведение Администрации, предоставившей в настоящее время спорные земельные участки товариществу на вере "ООО "Комсомолец" и "Компания" без проведения торгов.
Администрация не обеспечила явку представителя в судебное заседание, представила отзыв на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды, 06.11.2014 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет, за плату земельных участков с кадастровыми номерами 13:16:0410005:19, 13:16:0410005:20, 13:16:0410005:21, 13:16:0410005:22, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
На основании постановления от 20.11.2014 в„– 831 Администрация расторгла заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Садовод" договор аренды испрашиваемых земельных участков от 30.09.2004 в„– 106.
Администрация 28.11.2014 в номере в„– 48 (10739) газеты "Победа" разместила информацию о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорных земельных участков.
В ответ на размещенную публикацию 11.12.2014 Зубкова Н.А. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду обозначенных земельных участков.
Администрация 29.12.2014 издала постановление в„– 999 о предоставлении в аренду указанных земельных участков путем проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды.
Письмами от 29.12.2014 в„– 2557 и 2558 орган местного самоуправления уведомил заявителя и Зубкову Н.А. об издании постановления от 29.12.2014 в„– 999, в соответствии с которым предусмотрено предоставление испрашиваемых земельных участков путем проведения открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанных земельных участков. Одновременно в письмах были указаны официальные сайты, где будет размещена информация о месте, времени и порядке проведения аукциона.
Посчитав такое решение Администрации отказом в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, который является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Федеральным законом в„– 74-ФЗ, при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом в„– 101-ФЗ.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
По правилам пункта 2 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Из пункта 3 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ следует, что организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Федеральным законом в„– 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ).
Вместе с тем, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, Федеральный закон в„– 74-ФЗ не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта.
С учетом системного толкования приведенных норм права и того, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, в отсутствие в Федеральном законе в„– 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ, прямо содержащего положения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений, на торгах (конкурсах, аукционах).
Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Федерального закона в„– 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых данным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Суды установили, что на земельный участок, указанный в публикации, на момент принятия оспариваемого решения претендовали заявитель и глава КФХ Зубкова Н.А.
Таким образом, предоставление спорных участков возможно только по результатам торгов, поэтому суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Публикация извещения о возможном предоставлении в аренду спорных земельных участков направлена на реализацию принципов управления и распоряжения земельными участками, закрепленных в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а позднее нашедших отражение в изменениях, внесенных в статью 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ, вследствие чего такая публикация не может быть признана незаконной. Основанием для объявления торгов послужила не спорная публикация, а поступившая заявка аналогичного субъекта, осуществляющего деятельность в сфере сельскохозяйственного производства.
Нарушения, которые, по мнению заявителя, допущены в предоставлении в пользование испрашиваемых земельных участков после вступления в законную силу обжалованных судебных актов, не являются предметом рассмотрения в настоящем кассационном производстве, они позволяют Предпринимателю воспользоваться иными способами защиты нарушенного права.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.07.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А39-1116/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Габибова Руслана Гумбатовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.Н.КАМАНОВА

Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН


------------------------------------------------------------------