По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.06.2016 N Ф01-1977/2016, Ф01-2114/2016 по делу N А82-5518/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" бездействие газоремонтной организации, своевременно не приступившей к выполнению ремонта газового оборудования, что привело к ущемлению интересов как жителей дома, так и газораспределительной организации, прекратившей подачу в дом газа.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку возобновление газоснабжения без проведения газоремонтной организацией ремонта было невозможно, а ремонт выполнен не был; факт существенного нарушение срока, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А82-5518/2015
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Радченковой Н.Ш., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Яргазсервис": Шереметьева В.Н.
(доверенность от 31.12.2015 в„– 01-1-/3871)
от акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль":
Березина Е.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 29)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
открытого акционерного общества "Яргазсервис" и
акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2015,
принятое судьей Марусиным В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А82-5518/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Яргазсервис"
(ОГРН: 1037600201077, ИНН: 7603001303) и
открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
(ОГРН: 1027600677554, ИНН: 7604012347)
о признании недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Ярославской области
(ОГРН: 1027600695154, ИНН: 7604009440),
третьи лица - открытое акционерное общество "Управляющая организация
многоквартирными домами Ленинского района",
общество с ограниченной ответственностью "Росстройгаз",
и
установил:
открытое акционерное общество "Яргазсервис" (далее - ОАО "Яргазсервис") и открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Ярославль", в настоящее время - акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль") обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление; антимонопольный орган) от 26.01.2015 (изготовлено в полном объеме 09.02.2015) по делу в„– 07-03/36-14, в соответствии с которым заявители признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявления приняты к производству арбитражного суда и по ним возбуждены производства по делам в„– А82-5518/2015 и А82-5857/2015.
Определением суда от 02.06.2015 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения по делу в„– А82-5518/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - Управляющая организация), общество с ограниченной ответственностью "Росстройгаз" (далее - ООО "Росстройгаз").
Суд первой инстанции решением от 05.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2016, отказал удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Яргазсервис" и ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить их.
ОАО "Яргазсервис" считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, суды неправомерно применили к рассмотренным правоотношениям Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), не регулирующие порядок приостановления и возобновления подачи газа в жилой дом. Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан регламентирован Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 в„– 549 (далее - Правила в„– 549). Выводы судов о бездействии ОАО "Яргазсервис" в спорной ситуации, а также о том, что законодательством не установлен закрытый перечень лиц, по информации которых ГРО обязано возобновлять через газораспределительные сети подачу газа в жилые дома, являются неверными.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" в кассационной жалобе поддерживает позицию ОАО "Яргазсервис" о том, что в данном случае должны применяться Правила в„– 549. По его мнению, работы по возобновлению поставки газа были выполнены в установленные сроки.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны их представителями в судебном заседании.
Управление и ООО "Росстройгаз" в отзывах отклонили доводы жалоб.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением ООО "Росстройгаз" от 08.05.2014 в„– 98 об отказе ОАО "Яргазсервис" от проведения ремонтных работ в доме в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля Управление возбудило дело в„– 07-03/36-14.
В ходе рассмотрения дела комиссия Управления установила, что ОАО "Яргазсервис" имеет на праве собственности газораспределительные сети, используемые для транспортировки газа. По договору аренды имущества объекты газораспределительной системы, принадлежащие ОАО "Яргазсервис", переданы в аренду ОАО "Газпром газораспределение Ярославль". ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "транспортировка газа по трубопроводам" приказом ФСТ России от 14.11.1997 в„– 121/1. Заявители входят в одну группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
ОАО "Яргазсервис" и ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" заключили договор на выполнение работ по технической эксплуатации газораспределительных сетей от 18.10.2012, согласно которому ОАО "Яргазсервис" обязалось выполнять работы и оказывать услуги по технической эксплуатации газораспределительных сетей и сооружений, в том числе осуществлять контроль давления газа в эксплуатируемых газопроводах принимать все необходимые меры для обеспечения безаварийной технической эксплуатации газораспределительных сетей. Срок действия договора - с 01.01.2013 по 31.12.2015 включительно, в части расчетов - до момента исполнения сторонами обязательств.
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" и ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" подписали договор газоснабжения от 03.12.2012 в„– 60-3-2349/13.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" и ООО "Росстройгаз" заключили договор от 27.05.2013 в„– 131 на оказание услуг по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования.
Комиссия Управления установила, что 06.05.2014 в 19 часов 20 минут в аварийно-диспетчерскую службу ООО "Росстройгаз" поступила заявка об отсутствии газа в доме в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля. При выезде дежурной бригады обнаружена вода в газопроводах из-за самовольного подключения газовой колонки одним из жителей дома. В соответствии с указанной заявкой работы на внутридомовых сетях выполнены немедленно. В этот же день диспетчер ООО "Росстройгаз" передал ОАО "Яргазсервис" телефонограмму о готовности принять газ с подземного газопровода и довести его до потребителя. На основании заявки от 07.05.2014 на неисправность газового оборудования, поступившей в аварийно-диспетчерскую службу ООО "Росстройгаз" в 10 часов 00 минут, аварийной службой была осуществлена контрольная опрессовка внутридомового оборудования в подъезде в„– 4, также зафиксировано, что внутренняя система исправна, однако отсутствует подача газа из подземного газопровода спорного дома. Аварийная бригада ОАО "Яргазсервис" выезжала на место 06.05.2014 и установила, что в связи с попаданием воды в подземный газопровод из внутридомового газопровода ООО "Росстройгаз" приостановило газоснабжение первого и четвертого подъездов спорного жилого дома.
ОАО "Яргазсервис" направило в адрес ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" и Единой дежурной диспетчерской службы мэрии города Ярославля письмо от 07.05.2014 в„– 01-13/1781, в котором сообщило, что в связи с попаданием воды в подземный газопровод из внутридомового газопровода первого подъезда спорного дома отключены первый и четвертый подъезды данного дома. Для выяснения причин попадания воды и решения вопроса об оплате за ремонтно-восстановительные работы ОАО "Яргазсервис" предложило создать комиссию с участием своего представителя.
ОАО "Яргазсервис" обратилось с письмом от 08.05.2014 в„– 01-13/1816 в адрес ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района", Единой дежурной диспетчерской службы мэрии города Ярославля, ГКУ ЯО "Центр управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области" по вопросу создания комиссии и оплаты ремонтно-восстановительных работ.
Территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля 09.05.2014 направила ОАО "Яргазсервис" гарантийное письмо от ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" об оплате работ по восстановлению газоснабжения на сетях газопровода.
Комиссия Управления установила, что 12.05.2014 ОАО "Яргазсервис" приступило к выполнению аварийных работ на газопроводе. Согласно наряду-допуску в„– 739 на производство газоопасных работ работы начаты 12.05.2014 в 10 часов 30 минут, закончены 12.05.2014 в 14 часов 20 минут.
По мнению комиссии антимонопольного органа, ОАО "Яргазсервис" бездействовало, не приступая к аварийно-восстановительным работам в период с 07.05.2014 по 12.05.2014, что привело к ущемлению интересов жителей дома в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля, нарушило их право на комфортное проживание в жилых помещениях, сверх необходимого увеличив продолжительность ремонтных работ. Антимонопольный орган пришел к выводу о бездействии группы лиц в составе ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" как газораспределительной организации, для которой установлен соответствующий тариф, на которую в силу законодательства возложены обязанности по эксплуатации газораспределительных сетей, и ОАО "Яргазсервис" как лица, которому по договору с ГРО переданы соответствующие газораспределительные сети в эксплуатацию, которое фактически обеспечивало реагирование на поступившие заявки об аварии, по уклонению от производства ремонтных работ в доме в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля в период с 07.05.2014 по 12.05.2014.
Комиссия Управления приняла решение от 26.01.2015 (в полном объеме изготовлено 09.02.2015), в соответствии с которым ОАО "Яргазсервис" и ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с принятым решением антимонопольного органа, ОАО "Яргазсервис" и ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Руководствуясь статьями 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 10, частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), суды отказали в удовлетворении заявленных требований и исходили из правомерности принятого антимонопольным органом решения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как видно из материалов дела, ОАО "Яргазсервис" имеет на праве собственности газораспределительные сети, используемые для транспортировки газа. АО "Газпром газораспределение Ярославль" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "транспортировка газа по трубопроводам" приказом ФСТ России от 14.11.1997 в„– 121/1.
Суды обоснованно посчитали, что ОАО "Яргазсервис" и АО "Газпром газораспределение Ярославль" входят в одну группу лиц, на действия которой распространяются предусмотренные антимонопольным законодательством запреты.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о доминирующем положении заявителей в составе группы лиц на рынке услуг по транспортировке газа в границах присоединенных сетей, переданных в аренду АО "Газпром газораспределение Ярославль", на территории Ярославской области. Данные обстоятельства заявителями не оспариваются.
В качестве нарушающих антимонопольный запрет, установленный в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган расценил действия (бездействие) группы лиц в составе ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" как газораспределительной организации, для которой установлен соответствующий тариф, на которую в силу законодательства возложены обязанности по эксплуатации газораспределительных сетей, и ОАО "Яргазсервис" как лица, которому по договору с ГРО переданы соответствующие газораспределительные сети в эксплуатацию, которое фактически обеспечивало реагирование на поступившие заявки об аварии, по уклонению от производства ремонтных работ в доме в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля в период с 07.05.2014 по 12.05.2014.
Антимонопольный орган указал, что в силу пункта 11 приложения в„– 1 к Правилам в„– 354 перерыв подачи газа не должен превышать четыре часа в течение месяца.
Из материалов дела следует, что 06.05.2014 в 19 часов 20 минут в аварийно-диспетчерскую службу ООО "Росстройгаз" поступила заявка об отсутствии газа в доме в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля. В соответствии с указанной заявкой работы на внутридомовых сетях выполнены немедленно. Диспетчер ООО "Росстройгаз" передал ОАО "Яргазсервис" телефонограмму о готовности принять газ с подземного газопровода и довести его до потребителя. Аварийная бригада ОАО "Яргазсервис" выезжала на место 06.05.2014 и установила, что в связи с попаданием воды в подземный газопровод из внутридомового газопровода ООО "Росстройгаз" приостановило газоснабжение первого и четвертого подъездов спорного жилого дома.
ОАО "Яргазсервис" письмами от 07.05.2014 в„– 01-13/1781 и от 08.05.2014 в„– 01-13/1816 обращалось в адрес ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" и Единой дежурной диспетчерской службы мэрии города Ярославля, ГКУ ЯО "Центр управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области" по вопросу создания комиссии и оплаты ремонтно-восстановительных работ.
Территориальная администрация Ленинского района мэрии города Ярославля 09.05.2014 направила ОАО "Яргазсервис" гарантийное письмо от ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" об оплате работ по восстановлению газоснабжения на сетях газопровода. ОАО "Яргазсервис" 12.05.2014 приступило к выполнению аварийных работ на газопроводе. Согласно наряду-допуску в„– 739 на производство газоопасных работ работы начаты 12.05.2014 в 10 часов 30 минут, закончены 12.05.2014 в 14 часов 20 минут.
В соответствии с абзацем 1 статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного Федерального закона.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении в„– 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил в„– 354).
Согласно пункту 11 Приложения в„– 1 к Правилам в„– 354 допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более четырех часов (суммарно) в течение одного месяца.
Суды установили, что в рассматриваемом случае возобновление услуги газоснабжения являлось невозможным без проведения ОАО "Яргазсервис" ремонтных работ на своих сетях.
Вместе с тем ОАО "Яргазсервис" бездействовало, не приступало к аварийно-восстановительным работам в период с 07.05.2014 до 12.05.2014, что привело к ущемлению интересов жителей дома в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля, нарушило их право на комфортное проживание в жилых помещениях, сверх необходимого увеличив продолжительность ремонтных работ.
Доводы ОАО "Яргазсервис" и АО "Газпром газораспределение Ярославль" о том, что в рассмотренном случае подлежат применению Правила в„– 549, пунктом 48 которых предусмотрен срок возобновления подачи газа - пять рабочих дней со дня получения письменного уведомления от абонента (Управляющей организации) об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи, отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
На основании части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Из пункта 1 Правила в„– 354 следует, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.
Подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что Правила в„– 354 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами в„– 549.
В силу пункта 1 Правил в„– 549, названные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Названные Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в решении от 25.06.2014 в„– АКПИ14-470, Правила в„– 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, Правила в„– 549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, к которым в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ относятся граждане, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" осуществляет управление многоквартирным домом в„– 38а по улице Лермонтова города Ярославля.
Управляющая организация и ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" заключили договор газоснабжения от 03.12.2012 в„– 60-3-2349/13, согласно пункту 2.1 которого газоснабжающая организация обязуется поставлять газ, а покупатель - осуществлять оплату и принимать с 01.01.2013 для нужд потребителей, относящихся к категории "население", проживающих в домах жилищного фонда, а также для производства и предоставления покупателем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных сетей теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием крышной (автономной) котельной, находящейся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Утверждая о необходимости применения Правил в„– 549, заявители указывают, что Управляющая организация действует в интересах жителей дома, а не в своих интересах. Таким образом, Правила в„– 549 в силу прямого указания не применяются к рассматриваемым отношениям.
Суды пришли к обоснованному выводу, что, несмотря на то, что нормативы Правил в„– 354 установлены для организации, осуществляющей предоставление коммунальных услуг, отношения ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" с организациями заявителей не могут им противоречить. В случае бездействия газораспределительной организации Управляющая организация не может исключительно своими действиями обеспечить соблюдение нормативных сроков перерывов в подаче газа.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что к рассмотренным отношениям должны применяться Правила в„– 354.
Кроме того, в письмах ОАО "Яргазсервис" (от 17.06.2014 в„– 01-10/2409, от 16.09.2014 в„– 01-10/3816, от 13.01.2015 в„– 01-10/25) и АО "Газпром газораспределение Ярославль" (от 23.01.2015), адресованных Управлению, заявители указывали, что ОАО "Яргазсервис" при выполнении работ по возобновлению подачи газа действовало строго в рамках Правил в„– 354 и постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 в„– 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Ссылка заявителей на пункт 48 Правил в„– 549 несостоятельна, так как в соответствии с названным пунктом в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется. Следовательно, сроки для возобновления подачи газа, установленные этим пунктом, распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 45 Правил в„– 549, в частности по причинам, зависящим исключительно от самого абонента. Однако в рассмотренном случае приостановление подачи газа ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" и ОАО "Яргазсервис" не производилось, прекращение подачи газа в дом произошло в результата попадания воды в газопровод.
При этом из оспариваемого решения следует, что ООО "Росстройгаз", устранив аварийную ситуацию 07.05.2014, незамедлительно сообщило об этом и Управляющей организации и ОАО "Яргазсервис".
Заявители полагают необоснованным вывод судов о бездействии ОАО "Яргазсервис" с 06.05.2014 по 12.05.2014, поскольку последним 07.05.2014, 08.05.2014, 12.05.2014 в адрес ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района", Единой дежурной диспетчерской службы мэрии города Ярославля, ГКУ ЯО "Центр управления жилищно-коммунальным комплексом Ярославской области" направлены письма о необходимости создания комиссии для выяснения причин попадания воды в газораспределительную сеть и решения вопроса об оплате ремонтно-восстановительных работ.
Вместе с тем суды установили, что Общество приступило к проведению работ 12.05.2014, то есть после получения гарантийного письма об оплате работ по восстановлению газоснабжения на сетях газопровода, а не создании комиссии.
Ссылка ОАО "Яргазсервис" на проведение подготовительных работ правомерно отклонена судами, поскольку документально не подтверждены.
Учитывая, что наряд-допуск в„– 739 на производство газоопасных работ был открыт ОАО "Яргазсервис" в 10 часов 30 минут 12.05.2014 и закрыт в 14 часов 20 минут того же дня, доказательства проведения ОАО "Яргазсервис" каких-либо иных работ отсутствуют, суды пришли к правильному выводу, что ОАО "Яргазсервис" имело возможность провести необходимые мероприятия для восстановления газоснабжения дома 07.05.2014, однако не сделало этого, допустив существенное нарушение срока, установленного приложением в„– 1 к Правилам в„– 354.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления от 09.02.2015 по делу в„– 07-03/36-14 соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали ОАО "Яргазсервис" и ОАО "Газпром газораспределение Ярославль" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не опровергают сделанных судами выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судами обеих инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационным жалобам подлежат отнесению на заявителей по 1500 рублей с каждого. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ОАО "Яргазсервис" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу в„– А82-5518/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы открытого акционерного общества "Яргазсервис" и акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб открытого акционерного общества "Яргазсервис" и акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" по 1500 рублей с каждого отнести на заявителей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Яргазсервис" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.04.2016 в„– 194.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ю.БАШЕВА
------------------------------------------------------------------